Чтобы глазки были здоровы: зрительная гимнастика в детском саду

Близорукость, развивающаяся у детей, является серьезной и распространенной проблемой современности. Поэтому гимнастика при близорукости для детей кране важна для улучшения зрения.

Методика выполнения

Упражнения предназначены для того, чтобы укрепить глазные нервы.

  • Движения глаз производятся вправо и влево, по кругу, в стороны по горизонтали. В качестве вспомогательного элемента можно использовать карандаш. Ребенок смотрит за его кончиком и следит за движением.
  • Упражнение с точкой. На оконном стекле рисуем красную точку. Она должна быть на уровне глаз ребенка. Предлагаем дошкольнику 5 секунд смотреть на точку, затем перевести взгляд вдаль за окно, на какой-нибудь отдаленный предмет.
  • Моргание. Расслабляет зрение, снимает усталость быстрое моргание в течение нескольких секунд.
  • Закрыть глаза ладонями. Наши глаза отлично отдыхают в темноте, но, к сожалению, нам трудно избавиться от попадания света на сетчатку: даже в ночное время может мешать свет фонарей. Если плотно прикрыть глаза ладонями, то свет на них не попадает, глазные мышцы расслабляются.
  • Следим за предметом. Помимо карандаша можно предложить следить за любым ярким предметом. Лучше, если он будет простой формы: кубик, шар, свеча.

Разновидности зрительной гимнастики

За годы исследований появилось множество видов зрительной гимнастики. Чаще всего их разделяют на 3 типа:

  • упражнения, которые не требуют дополнительного оборудования или присутствия помощника;
  • занятия, сопровождаемые ритмичной музыкой или чтением детских стихов;
  • тренировки с использованием инвентаря.
Разновидности зрительной гимнастики

Кроме того, выделяют несколько направлений гимнастики, в разное время разработанных офтальмологами:

  1. Основоположником глазных тренировок считают У. Бейтса. Он первым выявил положительные изменения зрения после подобных занятий. Цель его методики — удалить стрессовое состояние, перенапряжение. Появился термин «пальминг», обозначающий полное расслабление, а затем повторение движениями глазного яблока контура воображаемого объекта.
  2. Метод Норбекова предполагает более активный комплекс движений. В нем также предусмотрена фаза расслабления, однако ей предшествует стимулирующее аккомодацию разведение осей глаза. Работают в том числе косые мышцы.
  3. Жданов внедрил методику, учитывающую особенности работы мышц близоруких и дальнозорких людей. Если первым предлагаются занятия, переключающие зрительный орган из дали на близкие объекты и обратно, то для вторых все упражнения проводят только на близком расстоянии.
  4. Гимнастика Аветисова направлена на то, чтобы стимулировать кровообращение и улучшить обменные процессы внутри глаза. Происходит постепенное увеличение резерва аккомодации, а мышцы становятся выносливее.
  5. Нестандартную методику предложил Утехин. Чтобы добиться полного расслабления мышц глаза, он использовал непрозрачные экраны. В них могли быть вставлены слабые линзы или простое стекло для попеременной работы с левой и правой сторонами.
  6. Розенблюм, Мац и Лохтина сосредоточились на снятии напряжения с аккомодационных мышц. Благодаря им появился простой и удобный тренажер.
  7. М. Корбет, знаменитая также своими исследованиями в области мимической гимнастики, отстаивала пользу в укреплении глазных мышц изменений фокусного расстояния или положения тела во время чтения или других занятий, требующих напряжения зрения.

Что это такое и зачем нужно

Сложно найти современного ребенка, который бы не играл на компьютере, не смотрел мультфильмы по телевизору или не развлекался с мобильными гаджетами. Планшет или мобильный телефон можно увидеть в руках нередко у трехлетнего малыша, некоторые родители даже гордятся тем, что их кроха еще не умеет читать, но знает, как включить ноутбук или пользоваться пультом от телевизора.

Едва ли можно старших обвинять в таком отношении к детям, так как современные развлечения действительно повсюду, они увлекают и захватывают. А работающей маме куда проще и удобнее включить сыну или дочери мультфильм и спокойно заняться своими делами хотя бы на полчаса, чем учить его читать или пытаться отвлечь другими игрушками в случае капризов.

Но в результате получается только хуже. Детские органы еще не сформированы до конца, они слабы и уязвимы. А если давать им постоянные и чрезмерные зрительные нагрузки, зрение неизменно будет ухудшаться.

Снижение остроты зрения может возникать по таким причинам:

Упражнения для зрения

  • Слишком частое времяпровождение перед телевизором или компьютером. Максимально допустимое время смотреть телевизор или играть на компьютере для детей – не более двух часов в сутки. Если оно превышается, то каждые 40–50 минут следует делать перерыв и выполнять специальную зарядку по возрасту ребенка.
  • Длительное чтение книг и других печатных изданий. Школьная программа дает детям куда больше нагрузок, чем несколько лет назад. Даже в начальной школе домашние задания становятся все сложнее и обширнее, требуют все больше времени и умственного труда. Если ребенок делает уроки более 2 часов, ему также необходимы перерывы для зарядки.
  • Развивающиеся заболевания органов зрения: глаукома, близорукость, дальнозоркость. В этом случае гимнастика становится обязательной частью лечения, родители должны находить время выполнять ее регулярно, чтобы сохранить функции органов ребенка.
  • Наследственная предрасположенность. Если у одного из близких родственников обнаружены офтальмологические заболевания, родители должны особенно внимательно следить за зрением ребенка. С самого рождения требуется регулярно обследоваться у врача: если обнаружить заболевание глаз на ранней стадии, благодаря высокому уровню развития современной медицины, 100% излечение гарантировано.
  • Авитаминоз. Сегодня даже маленькие дети пробуют чипсы, газировку, фастфуд, а вместо фруктов и свежих овощей едят сухарики из пакетика и чупа-чупсы. Для поддержания зрения ребенку необходимы витамины А, В, Д, а также минералы цинк и железо. Это мясо, рыба, яйца, злаковые, морковь, абрикосы, ежевика и черника.
Читайте также:  Болезнь куриная слепота: причины, симптомы, лечение

Если у малыша врожденная склонность к близорукости или косоглазию, он уже поставлен на учет у офтальмолога. В случае изменений зрения врач посоветует, что следует делать. Но как понять, что зрение ухудшается у здорового малыша? Ведь сам он еще не может адекватно воспринимать подобные перемены и тем более – объяснять их папе или маме.

Обратить внимание следует на такие симптомы ухудшения работы зрительного аппарата:

  • малыш часто трет глаза, словно хочет спать, хотя это не так на самом деле;
  • во время игры, рисования, чтения ребенок или подносит предмет слишком близко к глазам, или сам наклоняется к нему;
  • при разглядывании отдаленных объектов дети начинают щурить глазки.

Основные цели специальных упражнений:

  • расслабить уставшие глаза;
  • укрепить глазные мышцы и нервы.

Какой результат можно получить, если регулярно использовать зрительный тренажер для ребенка:

  • Стабилизировать кровообращение в сосудах органов зрения.
  • Нормализовать внутриглазное давление.
  • Расслабить глазные нервы и мышцы.
  • Улучшить остроту зрения и зрительное восприятие.
  • Предупредить развитие различных офтальмологических патологий у детей.

Хотя бы раз в день упражнения следует выполнять каждому ребенку. Не забывайте, что такая зарядка благотворно воздействует не только на зрительный аппарат. Улучшаются также функции мозга, его способность воспринимать и перерабатывать информацию, успокаивается и укрепляется центральная нервная система.

Если же малыш получает большие нагрузки на глазки или же существует предрасположенность к проблемам со стороны офтальмологии, то зарядку следует делать не менее 2–3 раз в день. естественно, ее следует сочетать с другими методами лечения, их подберет офтальмолог в зависимости от диагноза.

Упражнения для расслабления глаз: разминка

Перед тем, как выполнять упражнения для глаз при близорукости у детей и подростков, необходимо провести разминку. Такое занятие подготовит глаза к основному комплексу упражнений и сделает гимнастику более эффективной.

В качестве разминки используются следующие легкие упражнения:

Упражнения для расслабления глаз: разминка
  • Классическое офтальмологическое упражнение «пальминг», которое для малышей можно назвать более понятным словом «ладошки». Дети кладут обе руки сомкнутыми ладонями на закрытые веки, создавая полную темноту под ними, и мягко нажимают на глазные яблоки. Упражнение готовит глазные мышцы к основному комплексу гимнастики.
  • «Пишем носом»: упражнение направлено на расслабление не только глазных мышц, но и шеи, на активизацию кровотока, снабжающего органы зрения кислородом. Ребятам дается задание выписывать в воздухе буквы кончиком носа. Можно диктовать строчки из детских стихотворений.

На подготовку к основному комплексу отводится 5-15 минут, после чего можно делать гимнастику. Для улучшения зрения у ребенка разработаны различные упражнения, очень эффективные при близорукости.

Упражнения для расслабления глаз: разминка

Гимнастика для глаз по Норбекову

Усовершенствовав свои познания в боевых искусствах, Норбеков много времени посвятил изучению аспектов здорового образа жизни и укрепления здоровья. Мирзарким возглавляет открытый им Институт самовосстановления.

Его методика является спорной и неоднозначно оценивается в среде профессиональных офтальмологов, также, как и популярный труд автора «Опыт дурака, или ключ к прозрению».

Восстановление зрения по методике Норбекова — это гимнастика для глаз (физический аспект) и аутотренинг или нормализация эмоционального фона (психологический аспект). По мнению автора, только при восприятии себя счастливым, здоровым, активным можно добиться исцеления. Таким образом, пациенты, приступающие к выполнению данного комплекса, не должны воспринимать себя как больные люди, а окружающий мир должен стать близкой и родственной средой.

Семь упражнений, входящих в комплекс, бережно воздействуют на органы зрения. При выполнении комплекса не должно возникать перенапряжения или боли в глазах.

Упражнение 1. Голова находится в ровном положении. Медленно проследовать взглядом вверх, до самой крайней точки, а затем продолжить движения глазами, словно проходя взглядом через лоб. Вернуть взгляд в первоначальное положение и затем направить его вниз, словно проводя взглядом сквозь горло, вернуться в исходное положение.

Упражнение 2. Голова находится в ровном положении. Взглядом пройти через левое ухо, вернуться в исходное положение. Тоже самое сделать с правым ухом.

Упражнение 3. Голова ровная и неподвижная. Глазами будет необходимо мысленно рисовать геометрические фигуры, но не щурясь и не перенапрягая мышцы:

нарисовать диагональ, проводя взглядом с левого нижнего угла (на стене комнаты) до правого верхнего угла. Опуститься в правый нижний угол и провести взглядом в левый верхний угол. Затем выполнить это же упражнение наоборот, начиная с правого нижнего угла. После упражнения нужно часто проморгать без напряжения, что позволит расслабить мышцы глаз.

Упражнение 4. «Восьмерка». Голову удерживать в неподвижном положении, а глазами нарисовать горизонтальную восьмерку (знак бесконечности). Размер фигуры должен соответствовать контурам лица. Чередовать направление «рисования». После упражнения часто поморгать глазами, расслабив мышцы.

Упражнение 5. В спокойной и бесшумной обстановке сконцентрировать взгляд на кончике собственного носа, после чего медленно перевести взгляд перед собой, пытаясь при этом рассмотреть окружающие предметы по бокам, не двигая глазами.

Читайте также:  72. Поверхностный краевой кератит и его лечение. Акантамебный кератит.

После того, как этот прием освоен, упражнение выполняют в следующей последовательности:

  • фиксация взгляда на кончике носа;
  • перемещение взгляда вперед, медленно;
  • фиксация предметов, находящихся по сторонам при неподвижных глазах;
  • фиксация взгляда на переносице, затем опять медленно вперед, и попытка рассмотреть соседнее окружение, не двигая глазами;
  • тоже самое, но с изначальной фиксацией взгляда на переносице.

Упражнение 6. Указательные пальцы обеих рук поднести к кончику носа, сконцентрировать взгляд на пальцах и медленно развести пальцы в стороны, пытаясь следить каждым глазом за соответствующим пальцем руки, т.е. боковым зрением. Повторить 2-3 раза, затем расслабить глаза, проморгав 10-20 раз.

Упражнение 7. «Большой круг». Зафиксировать голову в неподвижном положении и сохранять его на протяжении упражнения. Вообразить перед глазами большой циферблат, окрашенный в золотистый цвет. Обвести глазами контур часов, фиксируя взглядом каждую цифру, выполняя движения в две противоположные стороны. Контур воображаемого циферблата должен быть ровным, постепенно увеличиваться в диаметре. Упражнение повторить несколько раз.

Для достижения максимального эффекта М. Норбеков рекомендует:

  • соблюдать указанную последовательность упражнений;
  • выполнять комплекс сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми и на последнем этапе мысленно;
  • делать все с позитивом, хорошим настроением и в спокойной, приятной обстановке;
  • настраивать себя на положительный результат и верить, что с каждым новым открытием глаз после проведенной тренировки зрение будет становиться лучше.

Подготовительный этап

Несмотря на то, что занятия ЛФК необходимы детям, большинство из них не спешит выполнять нужные упражнения. В этом случае им на помощь должны прийти взрослые. Правильная мотивация и контроль – важные составляющие успеха занятий.

Готовятся к занятиям после того, как врач определит вид нарушения осанки и исключит возможные противопоказания. Независимо от того, какой комплекс упражнений при нарушении осанки для детей определят медики, к ним нужно подготовиться:

  1. Прием пищи осуществлять не ранее, чем за 2 часа до занятий. Предпочтение отдавать продуктам, содержащим сложные углеводы.
  2. С собой всегда иметь питьевую воду.
  3. Проветривать помещение перед тренировкой.
  4. Заниматься в спортивной одежде свободного покроя, чтобы она не стесняла движения.

Вначале занятия проводят в специально оборудованных кабинетах под руководством инструктора. Затем, если состояние здоровья и общее самочувствие ребенка позволяет, продолжить тренировки можно в домашних условиях.

Перед занятиями детям объясняют правила занятий на ЛФК.

  • Нельзя пропускать тренировки без уважительной причины, сокращать или увеличивать их длительность;
  • Во время выполнения упражнений обязательно следить за  правильным дыханием;
  • Все движения выполнять медленно, без рывков;
  • При появлении боли и дискомфорта сообщать инструктору;
  • Если в день занятий плохое самочувствие, то их нужно отменить.

Как и все физкультурные занятия, лечебные упражнения выполняют в такой последовательности:

  1. Разминка;
  2. Основные упражнения;
  3. Расслабление (растяжка).

Гимнастика для глаз в детском саду, в том числе для детей 3-лет, картотека

Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. В детском саду она относится к современным здоровьесберегающим технологиям (наряду с динамическими паузами, самомассажем, дыхательной гимнастикой и пр.).

Интересно, что первые упражнения, призванные сохранить остроту зрения, были придуманы ещё до нашей эры индийскими йогами. Создавая комплексы для всего тела, они не забыли и о глазах.

В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет целый ряд задач:

  1. Общее оздоровление зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах.
  2. Является эффективным дополнением в лечении уже имеющихся заболеваний: детской близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
  3. Формирует у воспитанников представления о важности заботы о своём здоровье, в частности, об органах зрения. Ребята узнают о ценности зрения.
  4. Имеет обучающее значение. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», «поворот». Помимо этого, проведение гимнастики способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закрепляет знакомые понятия об устройстве окружающего мира.

Зрительная гимнастика приучает дошкольников заботиться о своих глазах, понимать всю ценность зрения

Действительно, зрительная гимнастика очень важна в работе с современными дошкольниками. Работая воспитателем в детском саду, по понедельникам я часто беседовала с детьми о том, чем они занимались в выходные. Многие с восторгом начинали пересказывать содержание просмотренного мультика или компьютерной игры.

В подготовительной же группе некоторые ребята даже приносили с собой в детский сад мобильные телефоны и планшеты, собирая вокруг себя кучку ровесников. Все вместе они принимались разглядывать экран с мелькающим изображением. Конечно же, я пресекала такие «игры».

Кстати, интересно, что и родители по рассказам многих детей дома много времени проводят, напрягая своё зрение: телевизор, социальные сети и пр. («Мама весь день сидела в телефоне»).

Телевизор, компьютер и мобильные телефоны с ранних лет пагубно влияют на зрение дошкольников

Гимнастика для глаз в детском саду, в том числе для детей 3-лет, картотека

Комплекс гимнастики с карточками

Работа с наглядными, зрительными образами – самый верный путь, чтобы заинтересовать детей. Не является исключением профилактика и коррекция зрения. Воспитатели могут построить свою работу, опираясь на некоторые атрибуты, которые помогут привлечь и удержать внимание ребенка.

Можно изготовить карточки с изображением различных предметов, букв или цифр. При этом обязательно нужно соблюдать один принцип – все предметы на картинках должны быть размером от 1 до 3 см. Воспитатель может загадывать загадки, ответы на которые детям необходимо отыскать на карточках. Можно усложнить задание, попросив отыскать детей услышанный ими звук.

Читайте также:  Ангиопатия сетчатки: причины, симптомы и лечение сосудов

Прекрасно развивают остроту зрения игры типа «Проведи персонажа через лабиринт к дому», либо «Обведи героя по контурам». Развивать стереоскопическое зрение помогают карточки, с изображенными на них контурами предметами в технике наложения друг на друга. Ребенка просят назвать все предметы, которые он видит на картинке.

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детском саду практикуется несколько видов зрительной гимнастики:

  1. Без атрибутов (просто выполняются упражнения по словесному указанию воспитателя) и с предметами и наглядными пособиями (дети следят взглядом за перемещающейся игрушкой, «пробегают» глазами по указанной траектории и пр.).
  2. Профилактическая (направленная на предотвращение развития заболеваний глаз) и корригирующая (замедляет развитие близорукости, дальнозоркости, астигматизма и пр.).
  3. Пассивная (только упражнения для глаз) и активная (сочетается с выполнением общеразвивающих упражнений, задействует мышцы рук, ног, спины и пр.).

Воспитателю желательно проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.

Эффективность глазной гимнастики

Лечебная гимнастика для нормализации зрения претерпевала такие изменения.

  • Методика Уильяма Бейтса основывалась на пальминге. Врач считал, что нужно снять ментальное напряжение, сконцентрироваться на зрительных образах и представлениях предметов.
  • При тренировках по Норбекову главенствующим является схема, направленная на усиление мышц, приводящих глаз в движение, стимулирующих аккомодацию. После выполнения упражнений происходит разведение глазных осей и последующее их расслабление.
  • Гимнастика Жданова для близоруких людей рассчитана на то, чтобы стимулировать зрительный анализатор. Для дальнозорких необходимым моментом является расслабление глаза.
  • Предупреждающие и терапевтические занятия по Аветисову направлены на нормализацию обращения крови в глазах, циркуляции глазной жидкости.
  • Гимнастика может проводиться с помощью экранов. Это уникальная методика профессора Утехина.
  • Лохтина, Мац и Розенблюм придумали специальный тренажер для расслабления мускулатуры, отвечающей за аккомодацию.

Зрительная гимнастика – действенный способ нормализовать зрительную функцию. Много детей успели добиться изменений: у них прекратилось прогрессирование миопии, улучшилось зрение.

Чтобы упражнения для дошкольников принесли эффект, важно регулярно выполнять упражнения. Делать это нужно ежедневно, и, что важнее всего, с положительными эмоциями. Следует делать все согласно инструкции. Тогда через месяц – другой все будет хорошо.

Если детей насильно принуждать к выполнению упражнения, никакого положительного эффекта в этом не будет. Ребенок просто не будет стараться, у него не будет положительного настроя. Он будет думать, что эти занятия скучные и никому не нужные, не понимая, что они для его же блага.

Зачем нужны упражнения для зрения

Основной и самой эффективной мерой профилактики является зрительная зарядка. Она способствует снятию усталости и помогает улучшить зрительную работу детских глаз. Это происходит благодаря улучшению кровоснабжения во время зарядки. Однако важно соблюдать все правила выполнения упражнений.

Цели зрительной зарядки

Качество зрения ребёнка напрямую зависит от мышц глаза. Главной целью зрительной гимнастики является тренировка этих мышц. Именно они влияют на то, как будет видеть ребёнок, и будут ли у него проблемы со зрением в школе.

Есть и другие, не менее важные цели такой зарядки для глаз, а именно:

  • помощь для головного мозга в переработке информации, полученной при помощи глаз;
  • снижение нагрузки на глаза;
  • снятие усталости;
  • расслабление нервной системы ребёнка;
  • возможность отдохнуть;
  • замедление снижения зрения и развития астигматизма.

Регулярные занятия принесут заметную пользу детям, особенно если учесть, что формирование зрения происходит до 12 лет.

Цель зрительной тренировки

Упражнения для глаз для детей не только повышают остроту зрения, они способны снимать спазм глазодвигательных мышц, поддерживать общий тонус и снимать усталость. Более того, такая зарядка даже убирает мешки под глазами, обогащает глазное яблоко притоком крови. Специалисты утверждают, что если каждый день проводить упражнения для глаз утром и вечером, то уже через месяц вы ощутите результат.

Не забывайте о том, что любая двигательная активность поможет глазам вашего ребенка лучше работать. Поощряйте ребенка больше двигаться, бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Немаловажно следить за осанкой ребенка. Неправильная посадка за столом может привести к нарушению кровоснабжения головного мозга, что в свою очередь влечет за собой проблемы со зрением. Также важно контролировать времяпрепровождение ребенка перед экраном телевизора или компьютера. Не допускайте, чтобы он подолгу, не отрываясь, пользовался гаджетами. Специалисты не рекомендуют смотреть телевизор в темной комнате. Из-за этого органы будут перенапрягаться, для того чтобы адаптироваться к свету.

Не стоит самоуверенно полагать, что если у вашего чада нет проблем со зрением, то и гимнастика ему не нужна. Зарядка применяется как в лечебных, так и в профилактических целях, она поможет предотвратить проблемы со зрением.

Комплекс упражнений для детей, которые ходят в детский сад, может проводиться в игровой манере

  • миопия – близорукость;
  • дальнозоркость;
  • жалобы на усталость глаз;
  • амблиопия;
  • наследственная предрасположенность – кто-то в семье имеет проблемы со зрением;
  • серьезные внутренние патологии;
  • косоглазие;
  • астигматизм. Дети жалуются на то, что картинка расплывается и двоится.