Стоит ли родителям отчаиваться, если их ребенок плохо учится

Речь сегодня не о школьной программе, ее преимуществах, недостатках и не о нежелании детей учиться. Хочется поговорить о личности ребенка-троечника.

О том, чего делать не стоит

Ребенок стал плохо учиться? Не торопитесь обвинять его в низких оценках, зачастую сами родители создают внутри семьи негативную атмосферу, ввиду чего интерес к учебе просто исчезает. И если многие мамы и папы спокойно воспринимают тот факт, что их чадо не стало круглым отличником, то справиться с тем, что сын или дочка перебивается с тройки на двойку, способны далеко не все. Криками, наказаниями и принуждением желаемого результата добиться не получится – это только усугубит и без того непростую ситуацию, да и для самого ребенка такая обстановка является весьма травмирующей. К сожалению, не все родители это понимают, чем делают только хуже.

Школьник прекрасно осознает, что у него низкая успеваемость, даже демонстрирует полное безразличие к происходящему; для него это является такой же проблемой, как и для родителей. Если ребенок плохо учится, у него снижается самооценка, появляется неуверенность в себе, на фоне чего пропадает всякое желание прикладывать усилия для достижения если не высокого, то хоть какого-нибудь результата. Давление со стороны родных, как правило, не приводит ни к чему хорошему, малыш еще больше замыкается в себе и начинает искать поддержку у таких же двоечников, как и он.

Как вызвать желание учиться

Вам как родителю необходимо проанализировать ситуацию и попробовать ее решить.

  • С ребенком нужно, непременно, поговорить и по-доброму без агрессии выяснить в чем причина нежелания учиться.

Приведите ему конкретные примеры из жизни, что, если хорошо учиться в школе, то можно поступить в институт или университет, получить высшее образование, устроиться на высокооплачиваемую работу и покупать себе все, что захочется. Пусть ребенок не придаст особого значения вашим словам, но в голове у него выстроится последовательная цепочка действий.

  • Если дела обстоят плохо с одним или несколькими предметами, а не со всем школьным курсов, попробуйте нанять репетитора для дополнительных занятий по темам, которые требуют усиленных занятий.
  • Составьте режим дня ребенка. В таком графике все будет разложено по полочкам: и время для работы, и время для отдыха.
  • Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, не обзывайтесь и не унижайте его. Если не получается ничего поправить в учебе помните, что чаще всего высот в жизни добиваются троечники, а не отличники.

У меня нет друзей

Отсутствие товарищей у подростка – еще одна из разновидностей проблем в школе. Часто такое бывает, когда ребенок становится изгоем в классе. Стеснительные, мнительные, обидчивые подростки не редко имеют трудности в установлении контактов со сверстниками.

Читайте также:  Гипертиреоз: симптомы гормонального нарушения и его коррекция у детей

Если у тебя нет близких друзей, нужно подумать, почему так произошло. Если дело в твоей излишней стеснительности, замкнутости, то стоит немного поработать над собой. Преодолеть барьеры в общении помогут кружки и секции, особенно спортивные, где требуется командная игра. Попроси родителей записать тебя в спортивную секцию, кружок или запишись сам. Сейчас многие секции в школе бесплатные. В таких коллективах у детей обычно завязывается дружба, которая бывает даже крепче школьной.

Можешь почитать книги по психологии личности, там часто даются дельные советы. Если родители не разрешают тебе водить одноклассников в гости, объясни, как тебе это важно. Пусть для начала приятели приходят к вам в гости, когда родители не на работе.

Школьная успеваемость далеко не всегда является критерием будущего жизненного успеха.

Есть масса примеров того, что хрестоматийные школьные знания в системе ценностей юного человека могут занимать далеко не первое место. Это касается, скажем, серьезного увлечения спортом. Например, не успевая по математике и химии, подросток может подавать надежды на спортивном поприще и уже достичь определенных высот в этом.

То же касается музыкальных занятий. Вполне возможно, что, даже если ваш ребенок плохо учится, он, овладев игрой на каком-либо инструменте, захочет в будущем связать свою жизнь с музыкой. А что интересно вашему отпрыску, лучше всего можете разобраться только вы сами.

Выявить причину проблемы, создать ребенку комфортные условия для развития, поощрять его увлечения – вот задача родителей. И главное, верьте в своего ребенка. Пусть он чувствует вашу поддержку. А также стимулируйте его к новым начинаниям, не казните за погрешности. Давайте ему понять, что любите его независимо от достижений или неудач.

Школьная успеваемость далеко не всегда является критерием будущего жизненного успеха.

« А мы, мальчишки… не давали нашим родителям ни малейшего повода гордиться нами…» (Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки»)

Текст:

Читайте также:  Кератопатия глаз: что это такое и как лечить

Поделитесь постом с друзьями!

Условие второе, еще более неожиданное – семейный праздник

– И в этой связи не должен казаться необычным следующий пример, –  продолжает Ольга Сачава. – Наше исследование показало, что 67 % хорошистов и отличников начальной школы и 73 % хорошистов и отличников средней школы живут в семьях, где всегда отмечаются семейные праздники. А вот в семьях большинства троечников такие праздники отмечаются эпизодически. Или – не отмечаются вообще!

И очень важно, чтобы семейные торжества не были импровизированными (собрались, выпили, разбежались). Надо, чтобы семья готовилась к ним заранее: обсуждала подарки, накрывала праздничный стол, разрабатывала сценарий праздника, шила костюмы, рассылала родственникам и друзьям приглашения  и т. д.

Мы обнаружили  одну интересную закономерность: чем выше доход семьи и чем ниже культура семейных праздников, тем ниже оценки ребенка.

И наоборот: чем выше культура семейных праздников по отношению к доходам семьи (средним или даже низким) тем выше успеваемость школьника!

– Мы заговорили о семейных празднествах. Бытует убеждение, что почти в 100% случаев два обстоятельства разрушительно влияют на детей: пьянство одного из родителей и (или) их развод. Ваше исследование это подтверждает?

– Мы с самого начала задавались вопросом, влияет ли пьянство родителей на успеваемость детей. Этот вопрос просто «лежит на поверхности». Но выяснилось, что факт пьянства, сам по себе, без сочетания с другими факторами, не является значимым для плохой успеваемости ребенка. Более того: когда родители заявляют: «да, в нашей семье есть проблема, и мы работаем над нею», когда мамы и папы начинают реально что-то делать в этом направлении, – это переламывает негативную тенденцию, которая могла бы повлиять на успеваемость школьника. Негатив компенсируется конструктивной позицией родителей: они осознали проблемы, существующие в семейных отношениях, и стремятся  их решить.

Читайте также:  Витамины для глаз для улучшения зрения отзывы

Например, некоторые родители учащихся 5-9 классов заявили в анкетах о серьезных проблемах в одной или нескольких сферах семейных отношений. Мы должны были бы подумать, что их дети – если верить общепризнанным схемам – учатся плохо? Да ничуть не бывало! У 90% этих родителей дети учатся на 4 и 5! Почему?

Просто эти родители делают реальные шаги для решения своих семейных проблем. Мы убедились в этом, изучив их анкеты.

В международных исследованиях часто подчеркивается: чем выше уровень образования родителей, тем лучше учится их ребенок. Но это тоже не так.

Например, 64%  мам и пап отличников из начальной школы, участвовавших в нашем исследовании, имеют высшее образование, а в 20% семей отличников из начальной школы один из родителей имеет даже два высших образования. 68% родителей троечников имеют только среднее образование. Казалось бы, все правильно, как в исследованиях? Тоже нет.

Если в начальной школе лишь каждый пятый родитель троечника имел высшее образование (21%), то в основной школе их в два раза больше (43%). То есть со временем дети высокообразованных родителей тоже могут стать троечниками.

Но вряд ли мы должны удивляться тому, что 85 % всех отличников и хорошистов, участвовавших в исследовании, живут в полных семьях (причем, таких, в которых  отец и мать являются для ребенка родными). Только 5% отличников и хорошистов живут с мачехой или отчимом. Что касается троечников, то здесь ситуация прямо противоположная: больше половины из них (55%) живут в неполных семьях!

Хочу подчеркнуть: жизнь в неполной семье еще не предопределяет низких школьных результатов. Мы знаем даже отличников (10% из всей выборки), которые воспитываются в неполных семьях. Обычно их мать или отец заявляют, что осознанно не вступают в новый брак, чтобы полностью посвятить себя ребенку.

Но чаще всего к статусу неполной семьи приводит ряд последовательных родительских ошибок. В каких-то жизненных ситуациях родители повели себя недостаточно конструктивно. И — не подумали о том, что расплачиваться за это будут их дети.