Адаптация в детском саду: консультация для родителей

Адаптация ребенка к саду — это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Для малыша детский сад предстает как неизвестное пространство, с пугающими новыми отношениями и окружением. Кроха нуждается во времени, чтобы адаптироваться к новой жизни. Адаптация ребенка к саду требует повышенных затрат психической энергии, напряжения, а также физических сил организма.

Как приучить ребёнка к детскому саду без слёз и истерик

Существуют определённые хитрости, воспользовавшись которыми, вы сможете избежать множества проблем, связанных с адаптацией ребёнка к детскому саду.

  1. Выберите члена семьи, который будет водить ребёнка в детский сад. Лучше, если это будет папа, так как с мамой у ребёнка более тесная эмоциональная связь и ему труднее будет с ней расставаться. (проверено лично, работает:))
  2. Дайте малышу с собой его любимую игрушку. Эта вещь будет ассоциироваться у него с домом и даст ему чувство защищенности.
  3. Постарайтесь водить малыша в сад ежедневно, так он быстрее привыкнет к новым условиям.
  4. Вечером, забирая малыша из садика, не нужно задавать ему вопросы: «Понравилось ли тебе в саду? Хочешь ли ты пойти сюда завтра?», — скорее всего, малыш ответит отрицательно, что заставит и вас и его беспокоиться. Лучше спросить его: «Что ты сегодня кушал? В какие игрушки играл?», — эти воспоминания обычно не вызывают отрицательных эмоций и у родителей есть шанс подбодрить ребёнка словами: «Какие замечательные игрушки есть в детском саду. Вот тебе повезло». Ваш положительный настрой обязательно передастся ребёнку.
  5. Дома старайтесь не поднимать тему детского сада. Дайте ребёнку психологическую передышку.

Адаптация родителей к детскому саду

Почему начинать адаптацию нужно с родителей? Всё просто. Любые наши беспокойства ребенок считывает на ходу. Вы замечали, насколько плохо себя начинает вести ребенок, когда мама «на взводе»? Дети зеркалят все наши состояния. И поэтому, чем больше в маме неуверенности, страхов и нежелания отдавать ребенка в сад, тем сложнее будет ребенку адаптироваться к новым условиям.

Если мама не хочет выходить на работу, отдает малыша в сад под давлением обстоятельств или родственников, более чем вероятно, ребенок будет болеть так часто, что весь смысл походов в детский сад сведется к нулю. Поэтому так важно родителям подготовиться к новому этапу жизни.

Выпишите все свои страхи на чистый лист бумаги и постарайтесь найти им объяснение и положительные моменты.

Адаптация родителей к детскому саду

Страхи родителей в период адаптации в детском саду 

С сомнениями и страхами, связанными с детским садом, сталкиваются многие родители, а может быть даже и все. И это понятно. К тому моменту, когда ребенка нужно отдать в чужие, пусть и добрые руки, он ещё совсем маленький, беззащитный и так нуждается в нашей любви и присутствии.

Сейчас я постараюсь развеять некоторые самые распространенные страхи мамочек. А, если вам нужна индивидуальная помощь и поддержка, смело нажимайте на кнопку «Задать вопрос» и получите 30 минут консультации бесплатно.

Да, но рядом будет минимум 2 взрослых человека, которые несут за него ответственность пока вы на работе. Вы не бросаете ребенка на улице с чужой теткой. Он в тепле, сыт, одет, с игрушками и другими детками. Вечером вы будете рядом и сможете решить все его проблемы, если он о них, конечно же, вспомнит. Ребенку будет некомфортно среди чужих людей Конечно, так и будет. И это нормально. Даже взрослому человеку неуютно в новом окружении. Вспомните себя, когда вы впервые пришли на свое рабочее место. Какой-то промежуток времени вы чувствовали себя не в своей тарелке, даже, если все относились к вам по доброму. Но, как известно, человек привыкает ко всему. Поэтому просто постарайтесь подобрать хороший детский сад и, главное, душевного и любящего детей воспитателя. Останется меньше времени на общение с ребенком Да, безусловно. Это неоспоримый факт, в численном выражении вашего внимания и времени будет меньше. Но это никогда не станет помехой в ваших отношениях с ребенком, если оставшееся время вы будете максимально качественно проводить вместе. Неважно сколько времени вы уделяете ребенку, важно как вы это делаете. Можно два часа болтать с подругой по телефону, изредка подмигивая ребенку. А можно 30 минут поиграть с ним в увлекательную игру, почитать сказку, поговорить или просто посидеть рядом, обнявшись. Согласитесь, эффект от общения в 1 и 2 варианте будут разные. Малыша будут обижать дети или воспитатель Эту проблему всегда можно решить. Не бегите впереди паровоза. Возможно, это ваш белый и пушистый малыш будет строить всех, включая воспитателя. А, если серьезно, то при любой действительно имеющей место угрозе для психического или физического здоровья ребенка, вы всегда сможете либо забрать его из сада совсем, либо сменить группу или детское учреждение. Просто настройтесь на благополучный вариант и на мирное урегулирование любых возможных конфликтов. Помните: всё будет хорошо.

Читайте также:  Дружба между женатым мужчиной и замужней женщиной

Нет правильного и неправильного ответа на вопрос, отдавать ли ребенка в детский сад. Кто-то категорически против, кто-то не представляет жизни без социализации ребенка. У каждой мамы своя точка зрения и каждая права по-своему. И только от вас зависит насколько комфортно пройдет адаптация в детском саду именно вашего малыша.

Адаптация родителей к детскому саду

Настройтесь на позитив. Если вы не можете изменить ситуацию, измените отношение к ней. И тогда ваш ребенок будет ходить в детский сад с радостью и удовольствием.

Адаптация ребенка 2-лет к детскому саду

Привыкание к дошкольному учреждению отмечается снижением социальной активности. Даже оптимистичные, общительные дети становятся беспокойными, напряженными, замкнутыми и малообщительными. Родителям необходимо помнить, что дети 2-3-х лет играют возле друг друга, но не вместе. Сюжетная игра у таких детей еще не развита, поэтому не стоит нервничать, если кроха не взаимодействует с другими сверстниками.

О том, что привыкание проходит успешно, можно сделать выводы по тому, как малыш с каждым днем все охотнее откликается на просьбы воспитателя, взаимодействует с ним, следует режимным моментам.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду отмечается снижением познавательной активности или ее полнейшим отсутствием. Бывает, что ребенок не интересуется игрушками, не решается ними играть. Многие дети предпочитают посидеть в сторонке, для того чтобы сориентироваться.

В ходе успешной адаптации кроха постепенно осваивает пространство группы, а вылазки к игрушкам становятся наиболее частыми и смелыми. Ребенок начинает задавать вопросы воспитателю познавательного плана. Впервые дни адаптации ребенок под влиянием новых условий пребывания способен на короткое время утратить навыки самообслуживания. Успешная адаптация определяется тем, что малыш не только использует все свои домашние навыки, но и учится чему-то новому в садике.

У отдельных детей оскудевает словарный запас или малыш использует простые слова, а также предложения. Родителям не стоит волноваться. Речь крохи обогатится и восстановится, когда адаптация завершится.

Одни дети превращаются в заторможенных, а другие в неуправляемо активных. Это напрямую зависит от темперамента крохи. Меняется также и домашняя активность. Признаком успешной адаптации выступает восстановление прежней активности дома, а потом и в саду.

Оставляя кроху в саду на послеобеденный сон, надо быть готовым, что впервые дни сон будет плохой. Дети во время сна иногда вскакивают, а, уснув, просыпаются с плачем. Также и дома может наблюдаться беспокойный сон, который к моменту завершения адаптации обязательно нормализуется.

В первое время у малыша 2-3-х лет отмечается пониженный аппетит. Это связывают с непривычной пищей (на вкус и вид), и со стрессовыми реакциями — ребенку просто не хочется кушать. Хорошим признаком адаптации будет восстановление аппетита, даже если ребенок не все съедает, что предложено на тарелке, но он уже самостоятельно начинает есть.

Адаптация ребенка к саду и болезни нередко начинаются с первыми посещениями дошкольного учреждения. Причиной тому стресс, снижающий иммунитет и сопротивляемость детского организма к инфекциям. Одни дети начинают болеть в первую неделю, другие спустя месяц после посещения садика. Нередко случается, что причиной простуд и хронических ОРЗ является психологический фактор. Одним из известных механизмов психологической защиты является бегство в болезнь. Но это не означает, что малыш специально заболевает, чтобы остаться дома, он это делает неосознанно. Организм с легкостью подчиняется такой скрытой тенденции: демонстрируя удивительную слабость, отказываясь противостоять простуде.

Читайте также:  ФЕОХРОМОЦИТОМА

Зачастую, добившись эмоционального равновесия, преодолеваются склонности к болезням. Однако большинство мам ожидает, что негативные моменты в поведении, а также реагировании исчезнут впервые же дни, поэтому расстраиваются и сердятся, если этого не происходит.

Адаптация ребенка к саду осуществляется к концу 4-й недели, однако бывает, что она затягивается на 4 месяца.

Адаптация в года

Если родители посчитают что малыш уже в 1,5 – 2 годика прекрасно приспособится к садику, они могут смело его туда отводить.

Некоторые психологи и воспитатели отмечают, что адаптация деток, не достигших еще двух лет, проходит легче, чем у ребят повзрослее, поэтому, чем раньше отвести ребенка в сад, тем лучше.

[sc name=»Adsense»]

Их оппоненты считают, что малыши, которых слишком рано «оторвали» от мамы и отдали в ясельки, вырастают людьми, неспособными испытывать сильные, глубокие чувства и привязанность.

 В два года дети:

Адаптация в года
  • еще слишком привязаны к матери, не стремятся к самостоятельности;
  • еще не осознают в полной мере свое «Я»;
  • ориентированы на полное внимание к себе со стороны взрослых, без него чувствуют себя брошенными;
  • очень боятся незнакомцев и необычных ситуаций;
  • не нуждаются и не испытывают особой радости от общения со сверстниками (для развлечения достаточно игрушек).

Если малыш готов к саду, адаптационный период пройдет у него достаточно быстро, хватит трех дней – недели, но без помощи родителей первое время все равно не обойтись.

Родители помогут ребенку в возрасте двух лет адаптироваться в детском саду, если будут:

  1. Постепенно увеличивать время нахождения в садике. Начать можно с часовой прогулки на детской площадке в то время, когда там гуляет будущая группа малыша.
  2. Забирать малыша до дневного сна в течение первой недели после того, как он более или менее освоится. Оставлять малыша на полный день лучше начиная с середины второй недели.
  3. Давать с собой в садик любимую игрушку или вещь, которая будет оберегать, помогать, поддерживать, напоминать о доме.
  4. Положительно настраивать ребенка: «Тебя в садике все ждут», «Сегодня будет интересный день», «Сегодня отличная погода, в садике будешь играться в песочнице» и тому подобное.
  5. Дружелюбно, спокойно и доверительно общаться с воспитательницей и дома говорить о ней с уважением.
  6. Не затягивать момент прощания с утра. Пожелав ребенку хорошо провести время в садике, дав необходимые ему советы, назвать точное время своего возвращения. Двухлеткам очень тяжело прощаться с мамой, поэтому лучше, если малыша в садик будет приводить другой родственник.
  7. Обращать внимание на то, как радуются все детки и их родители встрече вечером, на то, что забирают из садика всех и даже воспитательницы уходят домой.

Более всего нужно стараться сохранять спокойствие и позитивный настрой, не тревожится за малыша, ведь он все чувствует, без слов понимает и «заражается» переживаниями родителей.

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)

  • В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим.
  • Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.
  • Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
  • Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят.
  • В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики.
  • Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора “Лего”, играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой.
  • Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.
  • Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.
  • Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.
  • Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.
  • Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.
  • Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.
  • Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?

Большинство родителей очень переживают, оставляя ребенка в дошкольном учреждении. Это вполне нормально, ведь малыш остается с малознакомыми людьми, в непривычной для себя обстановке. Эмоциональный настрой взрослых очень важен для детей. Поэтому необходимо соблюдать спокойствие и постараться помочь своему крохе преодолеть такой сложный период.

Полезные умения для детсадовца

Чтобы маленькому человеку было легче влиться в детсадовскую «семью», его необходимо заранее к этому готовить. То есть, родители должны постараться научить его:

  • простейшим навыкам самообслуживания (пользоваться горшком или унитазом, мыть руки и лицо, одеваться/раздеваться, кушать ложкой): если приходится отдавать малыша в сад слишком рано, постарайтесь привить ему стремление выполнять все эти действия самостоятельно и свободно просить о помощи;
  • оставаться без мамы (пусть кроха пару часов побудет с папой, бабушкой, няней, иначе ему очень сложно будет расстаться с ней даже на час);
  • играть игрушками, находить интересное развлечение (складывать кубики, играть с машинкой и т. п.);
  • взаимодействовать с другими людьми (делиться, просить, обращаться к взрослым и детям).

Сегодня существуют группы раннего развития, которые могут стать первым шагом к детскому саду.

Беседы с ребенком о детском саде

На этапе подготовки к детскому саду с ребенком необходимо ненавязчиво разговаривать об этом, вызывая интерес, желание присоединиться к сверстникам. Беседы должны носить не только ознакомительно-повествовательный характер. Чем старше ребенок, тем чаще следует задавать наводящие вопросы, подводить к высказыванию собственного мнения.

Постепенные, целенаправленные прогулки в направлении детского учреждения, сопровождающиеся рассказами родителей и рассуждениями малыша, помогут скорее свыкнуться с мыслью, о возможности присоединиться к сверстникам, поиграть с ними и т. д.

Чтобы избежать серьезных проблем и длительного периода адаптации, необходимо настраивать ребенка исключительно в позитивном ключе.

Если кроха задает вопросы, обязательно отвечайте, максимально точно рисуя возможное развитие ситуации. Не обманывайте и не обещайте то, что не сможете выполнить.

Не забывайте, что в детском саду ребенку придется больше самостоятельно двигаться. Поэтому разговоры о садике лучше вести прогуливаясь пешком, без коляски, санок и пр.

Цель бесед родителей с ребенком перед походом в д/сад — вселить уверенность в том, что новое пространство и окружающие люди не причинят ему вреда, станут «вторым домом» и дружным коллективом, в котором весело играть, постигать новые знания и умения.

Возраст имеет значение

Нередко родители отдают кроху в сад слишком рано для того, чтобы вернуться на работу. Но не всегда дети готовы к посещению садика и взаимодействию со сверстниками.

Важно! Каждый малыш является яркой индивидуальностью, но оптимальным возрастом для посещения детского сада является возраст трех лет.

Это объясняется тем, что до трехлетнего периода ребенок психологически тесно связан с матерью, а к трем годам он проходит кризисный этап взросления, становится более самостоятельным и привыкание к новым условиям проходит легче.

От одного до трех лет происходит сложный процесс по формированию отношений между ребенком и родителями, особенно с матерью. Поэтому на данном этапе отрывать малыша от нее будет ошибкой. Это может спровоцировать у крохи нервное напряжение и подорвет базовое доверительное отношение к миру.

Трехлетний малыш уже умеет самостоятельно пользоваться столовыми приборами, пытается одеться без посторонней помощи. Эти навыки значительно облегчают адаптационный процесс.