В последние годы в дошкольной образовательной системе стараются внедрять прогрессивные инновационные методики оздоровления детей. Они позволяют эффективно выполнять задачи, которые сегодня стоят перед педагогическим составом. Одним из самых востребованных направлений является методика арт-терапии.
Как работает арт-терапия
Очень часто при наличии подавленного состояния или неврологических заболеваниях, люди замыкаются в себе. Помочь им становится довольно-таки сложно. Арт-терапия же посредством творчества помогает выносить свое состояние в материальную реальность на бумагу или посредством любого другого материала. Благодаря этому и происходит некое облегчение — человек «выговорился».
Важно учесть, что необязательно будет «воплощаться» именно внутренне состояние. Возможно человек наоборот неосознанно захочет «рисовать» то, чего ему хочется, тем самым погружаясь в свои грезы, мечты. Таким способ он отвлекается от своей хандры или какой-либо проблемы.

Кроме того, рисуя какую-либо картину, у многих людей наблюдается смена внутреннего состояния: приходит расслабление, проходит головная боль (от тяжелых дум), повышается настроение. Таким образом, суть лечения искусством заключается в трансформировании негативной энергии человека в позитивную посредством творческой деятельности. Такой вид терапии широко применяется в разных социальных и возрастных группах: пользуется успехом в коррекции психологического состояния детей, подростков, пожилых людей, беременных женщин, зависимых и др.
Что такое арттерапия, и какие ее виды существуют?
Выделяют различные ее виды в зависимости от средства воздействия
- музыка — это музыкотерапия;
- литература, книга — это библиотерапия;
- театр, образ — это имаготерапия;
- изобразительное искусство — это изотерапия;
- танец, движение — это кинезитерапия.
Музыкотерапия При использовании музыкотерапии происходит
- эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;
- ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности с родителями или друзьями;
- происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка;
- формирование чувства прекрасного.
Какие формы музыкотерапии существуют?вокалотерапии,кинезитерапия —- инструментальная музыкотерапияИмаготерапияПрименяя имаготерапию в воспитании своего ребенка вы сможете
- укрепить и обогатить эмоциональную сферу вашего малыша;
- разовьете способность общаться;
- развить способности максимально адекватно реагировать на возникно¬вение в жизни неблагоприятных ситуаций, способность исполнять роль, соответствующую течению событий;
- развить в ребенке творческий потенциал;
- развить волевые качества.
Библиотерапия сказкотерапия,Изотерапия
- Арт-терапия в работе с детьми: цели …
- Арт-терапия в работе с детьми: цели …
- Арт-терапия в работе с детьми: цели …
- Применение арт-терапии в деятельности …
- Предметно-тематический тип — основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными — «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану» и др.
- Образно-символический тип — в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», в виде образов, созданных воображением ребёнка, а также изображением эмоциональных состояний и чувств — «Радость», «Гнев», «Удивление».
- Упражнения на развитие восприятия, воображения и символической функции — задания, основанные на принципе проекции, — «Волшебные пятна», а также воспроизведение в изображении целостного объекта и его осмысление — «Рисование по точкам».
- Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками, сангиной и т. д.), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей — «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм и их
- Задания на совместную деятельность — могут включать задания всех четырёх указанных выше видов, коллективное рисование, на-правленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений.
Рисование Условия успешного проведения изотерапииПриемы изотерапииК изотерапевтическим техникам и приёмам относятсяМаранияМонотипия
- на одном и том же листе можно делать несколько оттисков;
- «кляксография» — это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и сно¬ва раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изобра¬жения).
Рисование пальцами, ладошкамиповеденияРисование по — мокрому листуРисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктамиРисование предметами окружающего пространстваТехника каракулей Техника «Волшебный клубок»
Арт-терапия для разных возрастов
Прежде чем остановиться на одном методе лечения, нужно учесть цель лечения, интересы пациента и его особенности. Одним из важных критериев отбора психологической техники является возраст.
Для дошкольников
Арт-терапия часто используется воспитателями в детском саду, чтобы понять ребенка и помочь ему построить отношения со сверстниками, быть самим собой и развить творческие способности.
Для того чтобы найти общий язык с малышами, арт-терапевты используют “волшебство”, которое сопровождает сказки, юмор, персонажей и образы, создаваемые детьми. Активно применяется изотерапия, сказкотерапия и глинотерапия.
Ребенок одновременно расслабляется, развивает координацию и аккуратность, улучшает восприятие, совершенствует логику и воображение, а также улучшает память.
Арт-терапия помогает и детям с задержкой развития и разными психическими нарушениями. Для них это шанс выразить свои эмоции и мысли посредством рисования, лепки или музыки.
Для подростков
В период так называемого “трудного возраста” нередко используют арт-терапию.
Нереализованный потенциал, озлобленность, зажатость, скрытность, комплексы, низкая самооценка – все это частые причины обращения к психологу.
После прохождения курса арт-терапии большинство девушек и парней вместе с освобождением от негатива приобретают цель в жизни, уверенность в себе и умение общаться с противоположным полом. Для них также будет интересна статья Как найти свое призвание.
Для молодежи и зрелых людей
Несложные задачи, которые ставит арт-терапевт, помогают оценить психоэмоциональное состояние пациента, выявить и устранить проблемы, а заодно улучшить самочувствие.
Частые причины обращения взрослых за арт-терапевтической помощью:
- шаткое эмоциональное состояние (затяжная грусть, неконтролируемые обиды, гнев или страх, чувство стыда);
- психические расстройства;
- неудовлетворенность жизнью;
- низкая самооценка;
- проблемы внутри семьи;
- зависимости: алкоголизм, наркомания, азартные игры и т. д.
В особую группу объединяют беременных женщин, которых пугает неизвестность перед родами и последующей жизнью в качестве мамы. Арт-терапевт мягко и ненавязчиво помогает им побороть депрессию. Подробнее о том, как справиться с депрессией, можете прочитать в нашей предыдущей статье.
Для пенсионеров
Творчество помогает обрести силы и желание продолжать жить. Пенсионеры не только с пользой проводят свободное время, но и сохраняют интеллектуальную и эмоциональную стабильность.
Среди пожилых людей пользуются популярностью:
- рукоделие;
- пение;
- рисование;
- танцы.
Консультация на тему:»Использование методов арт-терапии в развитии детей раннего возраста»
«Использование методов арт-терапии в развитии детей раннего возраста».
Каждый ребенок — это личность, индивидуальность, которая имеет свои неповторимые особенности, заложенные природой. А наша задача – не затоптать способности детей, а раскрыть их, взрастить, помочь им реализоваться, естественным путем, направить развитие личности ребенка в гармоничное русло.
В раннем возрасте очень важно развивать эмоциональную сферу ребенка, его доверие к миру, особенно когда ребенок попадает в новые, незнакомые условия, новый социум (детский сад), когда его пока окружают еще «незнакомые люди».
Методы арт – терапии безусловно помогают нам в работе с детьми, особенно в адаптационный –означает «лечение искусством».
— Методы арт – терапии снимают негативные психические реакции – неуверенность, страх, обиду, гнев, чувство одиночества, способствуют раскрытию неизведанных сторон психики и способностей ребенка, ребенок становится более открыт, коммуникабелен, легче проживается процесс адаптации и социализации, закрепляются положительные поведенческие реакции.
— Не осознавая, ребенок развивает двигательную активность, мелкую моторику, способность ориентироваться в пространстве, а также тренирует интеллектуальные навыки.
В этих составляющих и состоят задачи арт-терапии в воспитании и обучении детей.
В своей работе я использую такие методы арт-терапии как:
— Марание – неструктурированное изображение. Отпечатки различными предметами на бумаге.
-Штриховка, каракули – это графика. С помощью карандашей и мелков. Ритмичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены.
-Рисование пальцами, с применением пальчиковых красок.
- Копытин А.И. «Применение арт-терапии в …
- Арт-терапия в работе с детьми: цели …
- Использование элементов арт-терапии в …
- Аттестационная работа. Методы обучения …
Также в работе с детьми мы можем рисовать с помощью сыпучих это метод, мы можем создать с детьми различные аппликации и поделки к праздникам, и здесь важен не сам продукт, а процесс его создания, те эмоции, чувства, впечатления детей, которые возникают в процессе творения.
— Очень важно использовать в работе игровой метод, так как игра – занимает важное место в жизни игровой терапии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
— Дидактические игры очень важны для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память.
— Театрализованные игры помогают ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры развивающие речь и творческие способности малышей.
— Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
В процессе сюжетно-ролевых игрребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых.
Подвижные игры так же важны для детей. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.
Применяемые методы арт – терапии возможно сочетать с играми с водой, песком.
Задача этих игр обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей.
Перечисленные выше техники арт – терапии используются во время непосредственно занятий с детьми, и на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду.
Арт – терапия помогает легче прожить адаптационный период ребенку, снижает негативные реакции, воспитывает интеллект и опыт социального взаимодействия, а еще в нем самый важный плюс – это еще одна возможность провести радостные минуты вместе с нашими детьми, почувствовать, понять и помочь преодолеть трудности наших детей.