Что такое лицемерие и как его определить?

Котлу сказал, кичась, горшок: «— Где пузо ты измазал в саже?» «— Не быв у нас на кухне даже, Молчи ты, гладкий дурачок, Молчи, своей не чванься кастой! Да, ручка у тебя чиста, Но есть и скрытые места: Попробуй, задницей похвастай!»

Как избавиться от этой отрицательной черты характера?

Новейшие достижения социальных наук позволяют сформулировать последовательность шагов для саморазвития и избавления от этого негативного качества:

Как избавиться от этой отрицательной черты характера?
  1. Четко определиться со своими жизненными ориентирами. Иногда взгляды людей мечутся, как магнитная стрелка компаса на северном полюсе. Путь к осознанию себя может быть проложен через отречение от прежних идей (например, религии);
  2. Четко контролировать свои слова и поступки. Люди не любят тех, кто не способен отвечать за свои слова;
  3. Повысить уровень самоуважения. Не ценя самого себя, мы перестаем видеть достоинство в окружающих. А это может вылиться в каждодневную ложь по поводу и без;
  4. Нередко лицемерие идет рука об руку с другими негативными качествами, например, завистью. Тогда стоит вначале избавиться от первопричины и только потом справляться со следствием. В западных странах ради улучшения себя принято ходить к психологу, но в России такой традиции нет, и каждый остается с огрехами своего характера один на один.

Исследование лицемерия

Ощущение неудобства, дискомфорта и беспокойства, которое испытывают люди, когда их истинные и декларируемые эмоции не совпадают, легло в основу разработанной американским психологом Леоном Фестингером на основе психологических экспериментов теории когнитивного диссонанса. Одноимённая книга принесла Фестингеру международную известность. Закон, выведенный Фестингером в этой книге, гласит: два элемента мышления находятся в диссонантных отношениях, если из одного из них следует противоречие другому, и это побуждает личность к поведению, сокращающему диссонанс. Пути преодоления диссонанса экспериментально изучены и описаны Фестингером в этой книге и в последующих работах: «Факторы сдерживания и усиления: психология недостаточного поощрения» (Стэнфорд, 1962), «Конфликты, решение и диссонанс».

Читайте также:  Нарциссизм как психологическое заболевание: симптомы, лечение

В своих настоящих работах западные исследователи часто акцентируют внимание конкретно на феномене морального лицемерия, под которым в широком смысле подразумевается любое отступление от моральных стандартов, в частности, вне зависимости от того, были они публично выражены или нет. При этом западные учёные выделяют три формы морального лицемерия: моральное двуличие, моральную слабость и двойные стандарты.

Моральное двуличие

Моральное двуличие также называют моральным обманом (moral deception), который заключается в «мотивации производить моральное впечатление, по возможности избегая затрат на то, чтобы быть действительно моральным». Лицемерие в данном случае носит исключительно межличностный характер, поскольку обманчивые моральные утверждения или действия публичны и направлены на конкретного человека или аудиторию, которую он представляет. Исследователи из Стэнфордского университета Бенуа Монин и Анна Мерритт, таким образом, определяют моральное двуличие как форму межличностного обмана, которая предполагает публичную трансляцию некоторой морали по основаниям, не связанным с самой моралью. Ученые также выяснили, что поведенческое несоответствие моральным стандартам (behavioral inconsistency) не всегда связано со злым умыслом — иногда люди просто не способны следовать тем моральным нормам, которые они озвучили публично. Так, примером морального двуличия может служить благотворительная политика американской табачной компании Philip Morris International в 1999 году, когда она пожертвовала на собственно благотворительность свыше 60 миллионов долларов, в то время как затраты на рекламу морального облика компании составили 108 миллионов долларов.

Моральная слабость

Моральная слабость — это простая форма морального лицемерия, связанная с неспособностью человека жить в соответствии с моральными ценностями. Любопытно, что существуют исследования, опровергающие наличие какой-либо корреляции между конкретными моральными ценностями и уровнем проявления моральной слабости. Зачастую люди объясняют собственное отступление от некоторых моральных ценностей через большую актуальность и значимость других моральных ценностей в конкретный момент времени. Так, например, несправедливое поведение по отношению к близким может объясняться заботой о них. Также данная форма морального лицемерия, в отличие от морального двуличия или двойных стандартов, носит по большей мере не межличностный, а внутриличностный характер.

Читайте также:  Вербальное и невербальное деловое общение

Двойные стандарты

Исследователи из Северо-Восточного университета Пьеркарло Вальдесоло и Дэвид ДеСтено определяют двойные стандарты как такую форму морального лицемерия, при которой собственные моральные проступки или моральные проступки группы, с которой человек себя идентифицирует, оцениваются в меньшей степени негативно, чем чужие. Учёные выяснили, что эмоции тесно связаны с уровнем проявления двойных стандартов: вина снижает его, а гнев, напротив, повышает. Однако, причинным основанием для включения механизмов работы двойных стандартов, скорее всего, будет фундаментальная ошибка атрибуции: оценивая моральные проступки других, люди склонны приписывать им соответствующие личностные черты (аморальность, безнравственность и т. д.); когда же речь заходит об оценке собственных моральных проступков, люди исходят в своих суждениях из внешней, а не внутренней атрибуции, объясняя своё поведение уже не наличием диспозиций, но ситуацией, внешними обстоятельствами.

Лицемерие – это хорошо или плохо

Есть красноречивая цитата: «Лицемером можно назвать человека, который… Погодите, а кто не лицемер?» Сбавив научный тон, подумаем о глубинной сути этой фразы.

Всякий, кто рожден под человеческим знаменем, с младых ногтей учится лицемерить. И поиск того, кто ни разу не примерял на себя маску, – заведомо невыполнимая миссия.

Все лицемерят понемногу. Сначала – чтобы нравиться учителям, угождать родителям и получать хорошие отметки в школе.

Затем – чтобы дружить с модной компанией и не выделяться «белой вороной» в толпе однокурсников. Потом – чтобы не потерять работу, получить приличную должность или, что немаловажно, сохранить брак.

Представим на секунду, сколько раз за день человек совершает акты мелкого вранья и «примерки чужих личин». Улыбается, когда ему грустно. Говорит, что ему что-то нравится (еда, доклад, прическа подружки), и, отворачиваясь, сплевывает трижды.

Читайте также:  Должностная инструкция врача-педиатра участкового

Можно подумать, что лицемерие – это главное требование для комфортного пребывания в социуме. Искренние ворчуны, прямолинейные критики, любители грубостей и откровенностей имеют мало друзей и много проблем.

Как победить лицемера в себе

Для этого нужно понять, что лицемерие не даёт тех преимуществ, которые ему приписывают. Обычно люди достаточно быстро понимают, что это признак, показывающий необходимость насторожиться. Раз человек выдаёт себя за кого-то, кем в действительности не является, то от него можно ждать неприятностей. Поэтому лицемеру, которого хоть раз разоблачили в коллективе, уже не следует ждать того, что его игра способна принести выгоду.

Мешает лицемерие и развитию тех качеств личности, которые позволяют добиться успеха. Одной из причин, из-за которой Христос подверг критике фарисеев, является то, что показной характер их набожности, если и даёт преимущества, то сиюминутные. Они могут получить почтение в народе, но молитвы, выполняемые только для того, чтобы другие поверили в их благочестие, лишены внутреннего смысла и не доходят до Бога.

Лицемерие может быть защитной реакцией или способом что-то получить, который видится самым лёгким. Однако он является и наиболее ненадёжным. Об этом нужно помнить и поступать так, как подсказывает совесть.