Диагностика аутизма у детей и взрослых(тесты)

Впервые упоминания об аутизме и его признаках появились в 1943 г., когда американский психиатр Лео Каннер описал поведение нескольких детей со странностями. Их особенности не были похожи на ранее изученные психические расстройства, а их явные поведенческие симптомы были схожи между собой.

Чем вызвано заболевание?

В основе заболевания лежит нарушение в развитии головного мозга, которое выражается в замкнутости человека, ограниченности интересов и в повторении действий. Все эти симптомы выявляются у ребенка до 3 лет. Заболевание имеет генетическую основу. Есть приверженцы теории, связывающей возникновение болезни с вакцинацией в детском возрасте. Однако данная гипотеза должного подтверждения у ученых не получила.

По данным всемирного здравоохранения такой диагноз поставлен каждому 88-му ребенку на планете. При этом следует отметить, что частота заболеваемости у мальчиков намного выше (примерно в 4 раза). Число страдающих аутизмом выросло с 80-х годов ХХ столетия. Это объясняется изменившимися подходами при диагностировании заболевания. При этом так и непонятно насколько увеличилась распространенность этого расстройства.

Аутизм

Аутизм

Аутизм – это специфическое нарушение развития нервной системы, отличающееся многообразием проявлений. Характерной чертой людей с аутизмом (как в детском возрасте, так и во взрослой жизни) является отстраненность от внешнего мира, предпочтение одиночества социальным контактам, а также деформация эмоционального спектра. При этом ошибочно считать, что агрессия является обязательным компонентом аутизма – хотя в некоторых случаях для больных характерны вспышки гнева, это достаточно маленький процент по отношению к общему количеству.

Аутизм

Аутизм

Как проявляется аутизм?

У людей, больных аутизмом, искажено восприятие: мозг неправильно обрабатывает поступающие сигналы, и сильнее всего страдает то, что называется «высшей нервной деятельностью» — медленно и неравномерно развиваются речь, навыки гигиены и самообслуживания. Аутисты часто испытывают затруднения в общении, им трудно ориентироваться в эмоциях собеседника, а значит – сложно социализироваться.

Нельзя путать это заболевание с умственной отсталостью: люди с некоторыми формами аутизма, такими как синдром Аспергера, обладают энциклопедической памятью, развитым логическим мышлением и математическими способностями, но все равно постоянно сталкиваются с бытовыми трудностями.

К сожалению, заболевание пока считается неизлечимым. Особенности восприятия и поведения будут сопровождать человека всю его жизнь. Тем более важно вовремя его распознать и скорректировать проявления аутизма.

Читайте также:  Давай просто полежим: асексуальность и фригидность

Симптомы аутизма

Аутизм заставляет ребенка воспринимать окружающий мир иначе, чем сверстники, и испытывать трудности с коммуникацией и социальным взаимодействием. Это спектральное расстройство, а значит, симптомы у детей с этим диагнозом могут различаться. Вот несколько наиболее распространенных.

Трудности с развитием социальных навыков

С самого рождения типично развивающийся ребенок — существо социальное: он пристально смотрит на людей, поворачивается на звук голоса, хватает палец и улыбается. В отличие от него многие дети с аутизмом уже на первом году жизни предпочитают играть с предметами, а не с людьми, и реже имитируют поведение окружающих. Ребенок с РАС часто выбирает более однообразные занятия, предпочитает играть один, не всегда позволяет присоединиться к своей игре, не понимает, как взаимодействовать со сверстниками.

Многие дети с аутизмом не смотрят в глаза, но очень важно понимать, что так делают не все люди с этим диагнозом. Более того: неспособность поддерживать прямой зрительный контакт характерна не только для людей с РАС.

Несмотря на то что дети с аутизмом привязаны к своим родителям, последним бывает сложно распознать эту привязанность.

Трудности с развитием коммуникации

В год типично развивающийся ребенок обычно говорит одно или пару слов, поворачивается и смотрит, когда слышит свое имя, показывает пальцем, когда хочет игрушку, а когда ему предлагают что-то неприятное, четко дает понять, что ему это не нравится.

Большинство младенцев, у которых позднее проявляются симптомы аутизма, гулят и лепечут в течение первых нескольких месяцев, однако постепенно перестают это делать. До полутора лет их речь может развиваться вполне типично, но затем либо происходит остановка, либо ребенок перестает использовать слова, которые употреблял раньше. У некоторых детей развитие речи задерживается до 5-9 лет. В работе с ними важно использовать методы дополнительной коммуникации.

Виды заболевания

Аутизм у ребенка, признаки которого можно выявить в домашних условиях, может классифицироваться по возрастному периоду возникновения и причинам появления.

Официально аутизм разделен на 4 вида.

Ранний детский аутизм

Виды заболевания

Современность такова, что в среднем в группе детей численностью 30 человек, 1 из них будет страдать какой-либо формой раннего аутизма. Он проявляется в первые 3 года жизни ребенка и представляет собой нарушения психики во всех сферах, причем симптомы раннего аутизма можно легко спутать с другими заболеваниями.

Явными признаками раннего аутизма (иначе синдром Каннера) являются:

  • полное отсутствие у ребенка интереса к людям и общению с ними, замкнутость;
  • отрешенность от внешнего мира;
  • эмоциональное равнодушие в отношении близких, семьи;
  • не умение различать одушевленный и неодушевленный предметы;
  • слабая реакция на внешние раздражители (громкая музыка, яркий свет, шум);
  • стереотипное поведение, которое проявляется в агрессии на любые изменения в привычных событиях (перемена места жительства, перестановка мебели, смена маршрута, одежды);
  • однообразие в игре, при этом любое вмешательство в его деятельность вызывает агрессию и злость;
  • отсутствие фокусированного взгляда «глаза в глаза», избегание зрительного контакта;
  • стремление к одиночеству;
  • неопределенное отношение к матери, в одном случае ребенок всячески избегает ее общества, в другом предпочитает находиться рядом, но без проявления чувств;
  • задержка психомоторного развития, низкий интеллект и неспособность к самообслуживанию.
Читайте также:  Психиатрическое обследование. Как психиатр ставит диагноз

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм был выявлен учеными в 1994 г. Отличительной особенностью этого заболевания является период его проявления, а именно после 3-х лет. Чаще всего этой патологии подвержены дети, уже имеющие нарушение речи или умственные отклонения.

Виды заболевания

На начальном этапе заболевания ребенок приобретает все необходимые навыки, после чего наступает резкое состояние регресса и утраты всех способностей. Этот вид аутизма предполагает тяжелую форму умственной отсталости.

Синдром Аспергера

Впервые это заболевание было выявлено в 1944 г. Гансом Аспергером. Это заболевание характеризуется как сильное нарушение социальной адаптации и приводит к сложностям во всех сферах жизнедеятельности. Для детей с синдромом Аспергера характерна неуклюжесть в движениях, однако речь развита достаточно хорошо.

Больные с этой патологией часто увлекаются какой-либо сферой или наукой до фанатизма, говоря об этом даже в неуместной обстановке. Происхождение и источники этого заболевания до сих пор доподлинно неизвестны, но на каждые 10000 человек приходится 15-20 больных синдромом Аспергера.

Синдром Ретта

Виды заболевания

Данный вид аутизма встречается только у девочек и, к сожалению, полностью не излечим из-за высокой степени умственной отсталости. Это заболевание трудно не заметить, оно характеризуется неосознанными движениями рук, однообразной речью, печальным выражением лица и наличием судорог.

Опасность этого синдрома в том, что после 8 лет ребенок может резко потерять в весе и не сможет двигаться без помощи посторонних.

Коррекция и советы родителям

Конкретной медикаментозной терапии при лечении заболевания не существует, она направлена лишь на устранение симптоматики, а симптомы у каждого ребенка находятся в разной комбинации и степени выраженности. Применяют такие группы препаратов — ноотропы, антиконвульсанты, антидепрессанты, нейролептики. Дозировка и длительность приема лекарственных средств для каждого пациента индивидуальна.

Так же необходимы занятия с психологом, логопедом, педагогами-воспитателями. Если коррекционная поведенческая терапия будет проводиться в полном объеме, можно улучшить уровень жизни аутиста в несколько раз.

Читайте также:  4 совета, как написать мужчине первой (на удаленке будет актуально)

Родителям особенных детей следует придерживаться таких правил:

  • дома ребенок должен чувствовать себя уютно, гармонично, под защитой;
  • необходимо соблюдение строгого режима дня, ежедневное повторение одних и тех же гигиенических процедур и других элементарных навыков в жизни (застегивание пуговиц и т.д);
  • нельзя повышать голос;
  • необходимо часто с ним разговаривать, общаться;
  • важно оставлять такого малыша и наедине с собой, не заставляя его находиться целый день среди людей;
  • нужно заниматься с ним физкультурой.

Профилактических мероприятий на данный момент не разработано, так как этиология возникновения расстройства связана с генетическим и эндогенным фактором. Однако, при ранней диагностике заболевания, своевременно начатом лечении – можно изменить выраженность проявления патологии и избежать психических нарушений.

Атипичный аутизм

Тип общего расстройства развития, который отличается от аутизма либо возрастом начала, либо отсутствием хотя бы одного из трех диагностических критериев. Атипичный аутизм наиболее часто возникает у детей с глубокой умственной отсталостью, у которых очень низкий уровень функционирования обеспечивает возникновение проявлений специфического отклоняющегося поведения, требуемого для диагноза аутизма; он также встречается у лиц с тяжелым специфическим расстройством развития рецептивной речи. Атипичный аутизм, таким образом, представляет собой состояние, значительно отклоняющееся от аутизма.

Диагностика

Чтобы распознать синдром аутизма у детей, нужно определить признаки, как он проявляется.

Для этого симптомы должны затрагивать три основные сферы:

  1. Сложности во взаимодействии с социумом;
  2. Коммуникативные проблемы;
  3. Стереотипное поведение, постоянное зацикленное повторение одного действия или слова.

Определить, что у малыша аутическое расстройство, непросто и врачам. Так как родители при разговоре и опросе не рассказывают о своеобразном поведении совсем маленьких детей, считая его нормальным или не придавая им значения. А педиатр, не наблюдая ребенка в естественной среде, может не заметить настораживающих симптомов.

Усугубляется проблема дефицитом осведомленности. Мало кто из молодых родителей знает, что такое аутизм, отчего он возникает у детей, и как это заболевание выявить.

При подозрении, малыша отправляют на комплексное обследование. Оценке подвергается не только физическое, но и психологическое состояние.

  • УЗИ головного мозга или Эхо-ЭГ, чтобы исключить наличие опухолей;
  • осмотр отоларинголога, чтобы не спутать аутистическое расстройство с тугоухостью;
  • сбор информации, опираясь на рекомендованные международными медицинскими организациями анкеты-опросники.

Наиболее значимая часть диагностики – работа психолога с малышом и с родителями. Отвечая на продуманные вопросы, мама и папа, сами того не подозревая, объясняют врачу, от чего возник болеющий синдромом аутизма ребенок. И узнают, какую следует проводить с ним дальнейшую работу.