Гиперкинетические расстройства

Причины отклонений в поведении детей дошкольного возраста очень разнообразны, однако все они могут быть разделены на две основные группы: биологическую и социальную.

Что такое Гиперкинетические расстройства —

Данная группа расстройств характеризуется ранним началом; сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства в выполнении любых заданий. Поведенческие особенности проявляются в любых ситуациях и постоянны во временном интервале.

Гиперкинетические расстройства возникают обычно в первые 5 лет жизни. Их главными особенностями являются отсутствие настойчивости в познавательной деятельности, тенденция переходить от одного задания к другому, не завершая ни одного из них; чрезмерная, но непродуктивная активность. Эти характеристики сохраняются в школьном возрасте и даже во взрослой жизни. Гиперкинетичные дети часто безрассудны, импульсивны, склонны попадать в затруднительные ситуации из-за необдуманных действий. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми нарушены, без чувства дистанции.

Вторичные осложнения включают дисоциальное поведение и сниженное чувство собственного достоинства. Часто наблюдаются сопутствующие трудности в освоении школьных навыков (вторичная дислексия, диспраксия, дискалькулия и другие школьные проблемы).

Распространенность

Гиперкинетические расстройства встречаются в несколько раз чаще у мальчиков, чем у девочек (3:1). В начальной школе расстройство наблюдается у 4 — 12% детей.

Причины расстройства поведения у детей

Развитие поведенческих расстройств определяется реализацией биологических задатков и влиянием среды. Исследования подтверждают, что ведущая роль принадлежит воспитанию, а наследственность, психофизиологические особенности относятся к факторам риска. Среди причин расстройств поведения у детей могут быть выделены:

  • Физиологические процессы. Дисбаланс гормонов, процессов возбуждения-торможения, метаболические нарушения способствуют развитию РП. Эпилепсия , детский церебральный паралич ассоциированы с повышенным риском неповиновения, раздражительности.
  • Психологические особенности. Формированию РП способствует эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, подавленное настроение, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах.
  • Семейные отношения. Поведенческие синдромы у ребенка формируются при патологических стилях воспитания, частых конфликтах между родителями. Данные причины наиболее актуальны для семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями , ведут аморальный образ жизни, вовлекаются в преступную деятельность, имеют патологические зависимости (наркотическую, алкогольную). Внутрисемейные отношения характеризуются враждебностью, холодностью, суровой дисциплиной или ее полным отсутствием, недостатком любви, участия.
  • Социальные взаимодействия. Распространенность поведенческих нарушений выше в детских садах, школах с плохой организацией учебно-воспитательного процесса, низкими моральными принципами педагогов, высокой текучестью кадров, враждебными отношениями между одноклассниками (одногруппниками). Более широкие влияния социума – отношения на территории проживания. В районах с национальной, этнической, политической разрозненностью высока вероятность поведенческих отклонений.
Читайте также:  Синдром выученной беспомощности: причины, как бороться

Симптоматика

Гиперкинетический синдром у детей проявляется следующим образом:

  • чрезмерная активность – ребенок не может сидеть на одном месте;
  • усиленная реакция на внешние раздражители, свет, шум;
  • ребенок спит недолго, постоянно просыпается;
  • сильная возбудимость;
  • активные движения руками и ногами;
  • ребенок слишком импульсивен, не в состоянии дослушать, постоянно перебивает других, не может дождаться очереди;
  • нетерпимость и неуравновешенность.

В психиатрии данный вид нестандартных реакций имеет название дефицит внимания с гиперактивностью. Но необходимо понимать разницу между отклонениями в поведении и особенностями в проявлениях темперамента ребенка.

Так, холерикам свойственна чрезмерная импульсивность, которая направлена на привлечение внимания к себе, они склонны к истериям, таких детей нужно правильно воспитывать, чтобы чрезмерную энергию и уже начавшееся формироваться эго направить в нужное русло.

У взрослых же патологический процесс имеет другие признаки:

  • непроизвольные движения конечностями;
  • тремор рук;
  • подергивание мышц лица;
  • круговые или хаотичные движения конечностей;
  • отклонения в мимике, жестах;
  • проблемы с речью.

Причины кроются в возрастных особенностях пациентов, которые принадлежат к разным группам.

Выделяют также гиперкинетический кардиальный синдром, для которого характерна ощутимая пульсация в голове и шее, появляется учащенный пульс и высокое артериальное давление. Такие отклонения связаны с вегетативными расстройствами.

Иногда во время заболевания наблюдается гипертонический характер клинической картины: с головными болями, шумом в ушах и голове, заторможенностью в движениях, с нарушением зрения и потливостью, а также из-за повышенного давления и ускоренной циркуляции крови.

Причины

Теперь важно разобраться, какие факторы становятся провокаторами развития патологии.

  1. Нарушения развились еще во внутриутробном развитии. Также причиной поражения становятся травмы, полученные при рождении. Постепенное их развитие происходит до 12 месяцев.
  2. В связи с неправильным обменом веществ. Встречается и заболевание передаваемое генами.
  3. Поражение кровеносных сосудов.
  4. Из-за нарушения миелиновой оболочки нервных клеток.
  5. Новообразования в головном мозге.
  6. После получения черепномозговых травм и последствия их лечения.
  7. Проникновение инфекции и паразитов в ГМ.
  8. Нарушение кровоснабжения головного органа.
Читайте также:  Как начать разговор с незнакомым человеком, или Искусство Small talk

Прогноз и последствия

ГС — это болезнь, при которой может наблюдаться тенденция прогресса с течением времени. На сегодняшний день гиперкинетический синдром не поддаётся стопроцентному лечению при помощи использования медикаментозных средств и хирургического вмешательства.

Зачастую физические и психические нарушения приводят к тому, что человек становится неспособен осуществлять самостоятельное обслуживание, работать и даже передвигаться без посторонней помощи.

Также могут появиться некоторые сложности с механизмом глотания и развиться слабоумие. Вследствие этого на последних стадиях ГС больных необходимо госпитализировать для прохождения терапии в психиатрическом отделении.

Программа по профилактике будет заключаться в строгом соблюдении всех врачебных предписаний, распорядка дня, и в оказании психологической и психокоррекционной помощи больному и его семье.