Как не бояться ходить в школу ребенку и преодолеть страх

Страхи есть у каждого человека вне зависимости от возраста. Но наиболее подвержены им дети и подростки. Общественная жизнь, проблемы в семье и на учебе влияют на формирование личности. Поэтому вопрос о выявлении и лечении психического состояния девушек и юношей очень важен. Помочь в этом могут коррекция страхов у подростков и упражнения.

Какие бывают виды подростковых страхов

У подростковых страхов разные причины и природа. Одни больше присущи девочкам, другие – мальчикам, третьи в равной степени проявляются у тех и других. Иногда их провоцирует сложная обстановка дома или в школе, неправильное поведение родителей.

Все страхи можно условно разделить на несколько видов:

  • Социальные – боязнь одиночества, наказания, ответственности, хулиганов, унижения.
  • Страх животных – собак, пауков, тараканов, змей.
  • Школьные – боязнь плохих оценок, одноклассников.
  • Физического ущерба – войны, смерти, катастроф.
  • Медицинские – боязнь врачей, уколов или заболеть неизлечимой болезнью.
  • Страх привидений – а также мистических явлений, роковых стечений обстоятельств.
  • Пространственный страх – воды, высоты, тишины.

Это лишь небольшая часть детских страхов, но и так понятно, насколько ранима психика подростка. Проблема в том, что любой страх при определенных условиях может перерасти в фобию и доставить впоследствии много неприятностей. Поэтому родителям необходимо знать о самых распространенных страхах, которые испытывают дети в возрасте от 11 до 16 лет.

Особенности возникновения страхов у подростков

У любых страхов есть свои причины. Зародившиеся в подростковом возрасте фобии требуют отдельного внимания. Дело в том, что период с 11 до 16 лет является периодом активного самовыражения ребенка, проявлением его социальной активности и формированием мировоззрения. Важно понимать, что в подростковом возрасте человек меняет свои интересы, увлечения и начинает проявлять интерес к противоположному полу.

Собственные ошибки, неблагоприятное стечение обстоятельств, незаслуженная критика родителей и учителей могут оставить отпечаток на психике ребенка. Это влияет на самооценку личности и на социальные отношения.

Основные причины страхов

Подростковые страхи имеют множество причин. Некоторые из них связаны с проблемами в учебных заведениях, плохими отношениями со сверстниками и педагогами. Другие же связаны с проблемами дома. Психология объединяет все причины развития страхов в две группы – биологические и социальные. Биологические причины зависят от особенностей нервной системы в период физиологического развития. Развитие страхов основано на эмоциональной гиперчувствительности, свойственной людям «переходного» возраста.

Особенности возникновения страхов у подростков

Социальные причины напрямую связаны с жизнью подростка в социальной группе. Чаще всего, боязнь возникает из-за постоянных запретов педагогов и родителей, конфликтов со сверстниками и т. д. К тому же причинами развития фобии становятся страх за здоровье родителей или же переживания из-за их смерти. Психологи уверены, подростковые страхи имеют серьезные отличия от фобий взрослого. Причина тому — повышение риска социальных страхов. Фобические расстройства диагностируются у детей редко.

Читайте также:  Детские страхи – причины и методы борьбы

Подростки очень подвержены влиянию социума

Природные фобии

Природные фобии часто зарождаются еще в раннем детстве, когда психика ребенка может пострадать от любого резкого звука, крика или неприятной информации. Проявление страхов в период с 11 до 16 лет может быть связано с различными факторами, которые вызывают у больного чувство незащищенности, тревоги и панической атаки. Чаще всего, подростков беспокоит:

  1. Страх смерти. Самый распространенный страх. К тому же связан он не с собственной смертью. Подростки больше переживают о том, что может что-то случиться с матерью и отцом. Выявить признаки такой боязни сложно, т. к. в этом возрасте молодые люди стараются скрыть свой страх, а не рассказывать о нем.
  2. Страх болезни. Чаще проявляется из-за имеющихся тяжелобольных родственников или же из-за их смерти.
  3. Страх темноты. Не менее распространенный страх, который может пройти с возрастом. Причины его могут крыться в просмотрах фильмов ужасов, в компьютерных играх и т. д.

В психологии отдельное место уделяется ночным страхам, которые также могут присутствовать в подростковом возрасте. Выражаются признаки такой боязни периодическими кошмарами, криками и возбужденным состоянием.

Социальные страхи

По мнению психологов, социальные страхи подростков чаще зарождаются из-за открытой агрессии окружающих. Конфликтные ситуации, особенно неразрешенные, вызывают у подростков чувство тревоги и даже паники. Но это не единственная причина проявления страхов социального характера. Жизнь в обществе имеет множество преимуществ и недостатков, правильно оценивать которые молодая личность еще не в состоянии.

Особенности возникновения страхов у подростков

Примером социальной боязни является публичное выступление. Ребенок испытывает стеснение, нервничает и не может сосредоточиться, когда стоит у доски перед своими одноклассниками. Он чувствует опасность, что любая его ошибка отразится:

  • на чувстве престижа;
  • на стремлении к авторитету среди сверстников;
  • на отношении учителя к самому подростку.

Даже если школьник знает учебный материал, навязчивый страх будет влиять на его способность проявить знания. Как результат, успеваемость ученика снизится.

Последствия плохой успеваемости могут отразиться на его отношениях с матерью и отцом. Их критика может быть незаслуженной, т. к. он или она отлично знают учебный материал. Но противостоять своим страхам школьник не в состоянии.

Читайте также:  Мужские профессии: список для представителей сильного пола

Наблюдай за другими ребятами

Понаблюдай также за ответами других успешных учеников у доски. Представь себе, как ты бы ощущал себя на их месте, постарайся как можно более ярко представить себе, как бы ты отвечал тот же самый материал. Когда тебя вызвали к доске, проделай путь до нее спокойно и чинно, помни, что ты идешь не на каторгу, не на расправу, а поднимаешься на пьедестал почета, ты — звезда, ты в центре всеобщего внимания, ты уже проделал половину пути к своему триумфу, осталось лишь достойно проделать и вторую часть пути. И отвечай у доски также спокойно и с достоинством. Сосредоточься на знаниях, которые ты сейчас пытаешься донести до своих товарищей. Ты отлично знаешь, о чем должен говорить, ведь ты очень хорошо все выучил, поэтому говори уверенно, не мямли, старайся не запинаться. Помни, твои товарищи сейчас внимательно смотрят на тебя, потому что им интересно, а не потому что хотят «подловить» тебя на какой-то ошибке.

Помощь родителей

Роль родителей в формировании детской психики очень значимая. От них зависит, будет ребенок спокойным или будет бояться каждого шороха.

Увидев симптомы дидаскалейнофобии, нужно поговорить, узнать, угнетают ли ровесники, как относятся учителя, есть ли друзья. Важно не давить на ребенка. Задавать вопросы спокойным тоном.

Другие советы:

  1. Объяснить ребенку, почему он должен ходить в школу. Сказать, что родители хотят иметь умного сына или дочку. Рассказать о том, что в учебном заведении можно встретить хороших друзей. Обязательно нужно поделиться собственными приятными воспоминаниями. Не стоит говорить, что в школе ожидают только позитивные моменты.
  2. Отводите ребенка в школу. Особенно важно это делать в первых классах, тогда он будет чувствовать себя в безопасности. При прощании обязательно улыбайтесь.
  3. Нужно начать готовить к обучению заранее. Читайте вместе книги, смотрите полезные мультфильмы, учите считать и грамотно отвечать на вопросы.

Частая проблема у школьников — заниженная самооценка. Получив плохую оценку, они считают себя глупыми. Родителям стоит создать ощущение успеха, чтобы ребенок понял, что он может быть хорошим учеником. Накопление негатива приводит к депрессии.

Признаки того, что ребенка обижают в школе

40% жертв школьного буллинга не рассказывают родителям о своих проблемах с одноклассниками

Еще одна тревожная цифра из официальной статистики МОН — 40% детей, подвергавшихся травле со стороны сверстников, не рассказывают об этом родителям. То есть, тысячи семей даже не подозревают о страданиях своих детей. Если ваш ребенок не жалуется, что его обижают в школе, это не значит, что у него все в порядке. Как же понять, что дочь или сына обижают в школе? Вы легко распознаете это, если понаблюдаете за его поведением и эмоциональным состоянием. Вот несколько явных признаков, что ребенка гнобят в классе:

  • Ребенок не хочет идти в школу, ищет любой повод, чтобы остаться дома. Часто жалуется на плохое самочувствие.
  • Любые разговоры на около школьную тему портят сыну или дочке настроение. Когда речь заходит о том, что мама или папа хотят сходить в школу, ребенок реагирует агрессивно, всячески отговаривает от этой идеи.
  • Замкнутость, подавленное состояние. Если прежде веселый, общительный ребенок становится угрюмым, к нему перестали приходить в гости друзья, а когда кто-то из них звонит, он просит сказать, что его нет дома — это должно насторожить родителей.
  • Любые признаки стресса: отказ от еды, нежелание выходить из своей комнаты, ночные кошмары.
  • Травмы, синяки, царапины, которые ребенок не может объяснить, либо на вопрос «Откуда?», отвечает откровенно глупо — «Не помню», «Так получилось»…
  • Систематическая порча вещей: порванный рюкзак, испорченная одежда, обувь, школьные книги, тетради.
  • Ребенок просит деньги и не может объяснит, на что они ему нужны. Дети, подвергающиеся травле, часто пытаются подкупить обидчиков, платят «дань» за то, чтобы их не обижали.
  • Несвойственное поведение — грубость, сарказмы, недоверие, неуважение к близким.

Родители, как никто другой, знают своего ребенка. Если между ними близкие, доверительные отношения, они обязательно почувствуют, что что-то не так. И здесь решающим становится их выбор — вмешаться или проигнорировать, дать ребёнку «возможность разобраться с проблемой самостоятельно».

Один у доски.

Обычно у детей с повышенной эмоциональностью и впечатлительностью возникают страхи противопоставления: я — коллектив.

Что нужно делать?

Научите ребёнка верить в себя, в свои силы и способности. Дайте ребёнку «право на ошибку», научите признавать и принимать неудачи, не драматизируйте ситуацию в присутствии ребёнка.

Что не нужно делать.

Никогда не ищите виноватых. И не нужно ругать ребёнка за страх. Не сравнивайте и не говорите обидных слов: «Почему же Коля, Петя, Даша могут, а ты нет?»