Ребенок отказывается от посещения школы? Это не обязательно признак лени. Именно так проявляется школьная фобия. В отличие от лени и усталости, невроз может сопровождаться рвотой, повышением температуры тела, головной болью и диареей.
Невроз у школьника
Школьная фобия это один из неврозов, связанных со образовательной средой, требованиями и обязанностями.
Если ребенок каждый день перед посещением школы чувствует себя нездоровым, притворяется больным и ищет оправдание, чтобы остаться дома, это является тревожным признаком.
Такое поведение между седьмым и десятым годом жизни означает, что ребенка постигает парализующий страх покинуть дом — более безопасную гавань. Большинство детей привыкают к страху и беспокойству, но есть детки, которые не могут укротить свои чувства.
Невроз развивается медленно. И незаметно для родителей перерастает в настоящую фобию. Суть ее — полный отказ (а также физическая невозможность) посещать школу. Протесты впервые появляются после долгих каникул, болезни или стрессовых событий (например, после переезда).
Способствующие неврозу факторы:
- отрицательное отношение учителя
- эмоциональные расстройства
- нарушение речи, дислексия, инвалидность
- финансовые проблемы
- стрессовые события: потеря любимого питомца, утрата близкого, смена места жительства или школьного учреждения.
Диагностика школьного невроза
Наиболее подвержены неврозу первоклассники и подростки. Недомогания проходят через несколько часов, если школьнику позволили остаться дома. Если спросить, почему ребенок не хочет идти в школу, он может сообщить ряд оправданий, например, сложные уроки, несправедливость учителя, отсутствие понимания в детском коллективе.

Игнорировать или преуменьшать озвученные проблемы — плохое решение, которое приводит к обострению симптомов. Кроме того, школьная фобия требует вмешательства специалиста, поскольку физические симптомы могут указывать на другие заболевания. Если педиатр не обнаружил другой болезни, расстройство лечится у психолога.
Наиболее распространенные физические симптомы:
- боль в животе
- головные боли и головокружение
- тошнота, рвота, диарея
- ускоренное сердцебиение
- повышение температуры тела.
Как отличить стресс от лени
Ребенок, страдающий от школьного невроза пытается всеми способами получить согласие своих родителей пропустить занятие, даже если он прилежный, обязательный ученик и отличается любознательностью.
Проблемы со здоровьем носят временный характер и появляются перед посещением образовательного учреждения, недомогания, как правило, исчезают во время выходных или когда удается избежать похода в школу.
Если ученику не интересно в школе, он не будет бояться ее посещения, скорее всего, он выйдет из дома и просто прогуляет уроки, тщательно скрывая этот факт от родителей. Кроме того, он не откажется от встречи с друзьями, тогда как ребенок страдающий от фобии, избегает общения.
Самый действенный способ помочь ученику обрести здоровую психику — поговорить с ним о его проблемах, возможно, он поставил перед собой высокую цель, которой не так легко добиться. Посетите психолога и если потребуется, невролога. Оба специалиста подскажут, какие действия помогут восстановить и укрепить нервную систему.
Причины депрессии у ребенка
Среди многочисленных причин депрессии, связанных с функционированием ребенка в школьной среде, можно указать следующие:
- Течение и прогноз боязни школы ребенком …
- Течение и прогноз боязни школы ребенком …
- PDF) Anxiety disorders in adolescents
- Поддержка №1(11)
- отношения учитель-ученик (отторжение, неприятие учителем ребенка, отсутствие подкрепления положительных результатов при одновременном наличии отрицательных подкреплений и т.д.);
- неудачи в школе (отсутствие интереса к урокам в школе, ухудшение результатов);
- требования родителей, превышающие возможности ребенка, ожидания от ребенка реализации их несбывшихся мечт, навязывание своей воли;
- плохие отношения со сверстниками (неодобрение со стороны сверстников, чувство одиночества, агрессивное поведение);
- низкая самооценка ребенка (отсутствие веры в собственные возможности);
- травматический опыт (хотя влияет на общее функционирование ребенка, безусловно, будет влиять на его функционирование в школьной среде);
- перегрузка чрезмерным количеством уроков в школе.
Когда нужен психолог
Рассмотрим основные параметры определения адекватности страха.
Интенсивность определяют, исходя из физиологических реакций (повышенное сердцебиение, потоотделение, дрожь в теле, чувство удушья, слабость, рвота и т.д.). То есть, если на вас несется огромная собака, почувствовать слабость в теле и повышенное сердцебиение – это норма, но если эти же реакции возникают, когда вы, находясь в квартире, слышите собачий лай с улицы – пора обращаться за помощью к специалисту.
Длительность реакции также играет немаловажную роль. Если со времени происшествия физиологические реакции ослабевают очень медленно, есть повод задуматься.
Контролируемость чувства страха. То, насколько человек способен взять себя в руки при испуге. Способность контролировать ситуацию у детей ниже, чем у взрослых, но и тут стоит обращать внимание на различные моменты. Одно дело, когда ребенок, услышав звук отбойного молотка, сперва замирает, потом бежит к маме, спрятаться в ее объятиях, другое – когда он с криком забивается в угол и орет, пока шум не стихнет, несмотря на все старания родителей. О потере контроля над страхом можно говорить и тогда, когда страхи начинают влиять на вашу жизнь. Например, вы не заходите в лифт, так как боитесь падения или замкнутого пространства, а потому поднимаетесь даже на десятый этаж пешком.
Если все три параметра у вас или у вашего ребенка превышены, стоит обратиться за помощью к специалистам, в домашних условиях справиться с ситуацией самостоятельно практически невозможно.
Если же страхи ситуативные и не выходят за рамки адекватного реагирования, любой родитель при желании может помочь своему ребенку справиться со страхом.
Симптомы состояния
На английском языке боязнь ходить в школу называется Didaskaleinophobia

Психологи акцентируют внимание на том, что страх возникает только в период уроков. Некоторые родители считают, что их дети ленятся и не желают учиться
Они прогуливают уроки, придумывают разные предлоги, чтобы не посещать занятия

Родителям важно понять причину такого поведения


У детей в начальной школе происходит процесс адаптации к учебным нагрузкам. Без поддержки семьи они не справляются, особенно если в классе авторитарный учитель.

Симптомы фобии:

- удушье;
- сдавленное дыхание;
- учащенное сердцебиение;
- повышенное потоотделение;
- бледность;
- тошнота и рвота.
Если проблему не решить вовремя, то она будет только прогрессировать со временем. Поведение подростка может быть разным от беспокойно-панического до апатично-равнодушного. Дети со сколинофобией испытывают чувство беспомощности, вины, стыда из-за того, что не справляются со своими эмоциями. Все это приводит к депрессиям и суицидальным мыслям.
