Социализация: факторы, механизмы и этапы социализации индивида

В течение всей жизни человек находится в процессе активного взаимодействия с другими членами общества.

Механизмы социализации

К механизмам социализации относят: социально-психологические и социально-педагогические.

К первой группе относятся: импритинг, копирование, рефлексия, экзистенция.

Импринтинг – это создание привязанностей ко впервые увиденному, в дальнейшем человек испытывает радость узнавания и эмоциональную привязанность. Копирование поведения – это перенемание норм поведения непосредственно у окружающих людей. Рефлексия – это создание системы поведения на основе внутренних логических рассуждений. Экзистенция – овладение навыками, в том числе языком под воздействием непосредственного окружения.

Ко второй группе относятся: традиционный, институциональный, межличностный, стилизованный.

В традиционном механизме определенных усилий для социализации окружение индивида не предпринимает и социализация происходит стихийно. Институциональный – это социализация в детских садах, школах и других общественных институтах социализации. Межличностный механизм работает в условиях эмоциональной близости, когда на поведение индивида влияет эмоционально значимый субъект и влияние это целенаправленно. Стилизованный механизм – это влияние субкультуры в которую включен индивид.

Агенты социализации, социальные статусы и роли

Агенты социализации — это те люди и институты (организации), которые формируют наши нормы.

  1. В детстве — это семья, образовательные учреждения, церковь, неформальные объединения.
  2. Во взрослой жизни к этому еще добавляются: трудовой коллектив, СМИ, государство, политические партии и другие институты (науки, бизнеса и т.д)

Итак, на протяжении всей жизни индивид впитывает социальные нормы, формирует свой социальный статус и осваивает определенные социальные роли, которые ему приходится на себя примерять. Что это такое? Давайте посмотрим.

Читайте также:  Как модно одеваться: секреты и общие рекомендации

Социальный статут — это место, занимаемое человеком в обществе (ячейка), которое определяет круг его прав и обязанностей.

Мы всегда занимаем какое-то положение в обществе, которое зависит от нашего семейного положения, возраста, работы, дохода, образования, профессии.

  1. Некоторые статусы мы получаем вне зависимости от нашего желания. Это предписанные статусы — например, сын, дочь, мужчина, женщина и т.п.
  2. Другие статусы называются достигаемые — например, муж или жена, дворник или президент и т.д.

Социальная роль — это модель поведения, которая ориентирована на определенный социальный статус.

Например, у вас родился ребенок и вы получили новый статус — мать или отец. В связи с этим у вас появляется необходимость играть новую для себя социальную роль родителя, чтобы соответствовать новому статусу. Отличие от статуса в том, что он есть, а роль можно исполнять или не исполнять.

Факторы социализации

С первого и до последнего дня своей жизни человек социализируется. Не существует общего пути социализации, путь каждого человека уникален. Конечной точкой пути является личностная актуализация — явление, характеризующееся максимальной степенью социальной полезности.

Основой социализации как процесса является общение, в ходе которого происходит усвоение навыков, формирование ценностей и установка жизненных целей. В течение всей жизни происходит структурирование личности, формирование её уникальности и богатства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Роль агентов и институтов ↑

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

  1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
  2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.
Читайте также:  Как заставить себя что-то сделать, если ничего не хочется?

Не любишь банальность? Читай о том, как предложить девушке встречаться красиво.

Как стать счастливым человеком? Ответы в статье.

Почему женатые мужчины заводят любовниц? Читай далее.

Роль агентов и институтов ↑

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

  • Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.
  • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
  • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
  • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.

Социализация и воспитание

Воспитание личности и социализация — понятия взаимосвязанные и, если использовать их в общеупотребительном широком смысле, то взаимозаменяемы. Но специалисты подчиняют воспитательные воздействия общему социализирующему процессу.

С этой точки зрения воспитание — это руководство развитием индивида педагогами-воспитателями. Целью этой работы является системное формирование у человека социально приемлемых интересов, устремлений, установок, убеждений и мировоззрения, способов реагирования на внешние воздействия.

Кроме индивидуального, существует система социального воспитания. Ее институтами являются:

  • семья;
  • детский сад;
  • класс;
  • двор;
  • спортивные секции и клубы;
  • объединения по интересам;
  • неформальные общности.

Неинституционализированная микросреда, в которой растет и развивается человек, характеризуется многообразием и широким диапазоном вариантов общения, свободой выбора видов деятельности, добровольным выходом и входом в ее структуры.

Читайте также:  Как могут наказать человека, оскорбляющего власть

Механизмы

Существует несколько механизмов социализации, которые имеют социально-психологическую структуру.

  1. Идентификация. Человек осознает себя через принадлежность к той или иной группе/роду, благодаря чему он перенимает формы поведения и нормы отношений.
  2. Подражание. Копирование чужих моделей поведения, манер, поступков и даже движений на сознательном или бессознательном уровне.
  3. Внушение. Восприятие информации в чистом виде, без сопутствующего анализа и критики, с целью дальнейшего воспроизведения полученных установок и переноса их на свою жизнь.
  4. Фасилитация. Стимуляция деятельности одних людей, за счет контролируемого поведения других людей.
  5. Конформность. Проявление покорности в плане социально одобряемых моделей поведения, но внутреннее и осознанное несогласие с мнением окружающих.

Традиционный механизм

Выделяют и другие механизмы социализации (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный).

Механизмы

Наиболее распространенным и комфортным механизмом является традиционный механизм.

Его суть заключается в усвоении ребенком типов поведения, идеалов, взглядов и норм, присущих семье и близкому окружению индивидуума.

Такое усвоение происходит неосознанно, на почве слепой веры в доминирующие стереотипы.