Всд у детей симптомы и лечение комаровский

Однако в последнее время появляются сообщения из Европы и Северной Америки, описывающих случаи мультисистемного воспалительного заболевания среди детей и подростков с некоторыми проявлениями, подобными болезни Кавасаки и синдрома токсического шока, которые нуждались в госпитализации в отделение интенсивной терапии.

Психотравмы

Психотравмы — изменение сознания ребенка из-за каких либо событий, которые его сильно беспокоят, подавляют или угнетают, влияют крайне отрицательно. Это могут быть как длительно воздействующие ситуации, к которым ребенок никак не может приспособиться без проблем, так и острые, сильные психические травмы. Зачастую психотравмы, полученные в детстве, даже если невроз прошел, оставляют свой отпечаток на взрослой жизни в виде фобий (боязнь замкнутых пространств, высоты и т.д).

  • Невроз может формироваться под воздействием одного неблагоприятного травмирующего факта: пожар, война, резкий переезд, авария, развод родителей и пр.
  • Иногда развитие невроза вызвано одновременно несколькими факторами.

Дети по-разному в силу темперамента и особенностей личности реагируют на события, для одних лающая на улице собака будет просто звуковым раздражителем, а у предрасположенного к неврозу ребенка может стать пусковым механизмом для формирования невроза. И уже повторные встречи с собаками после первого толчка, что запустил невроз, будут постепенно усугублять ситуацию и углублять невроз.

Вид психотравмы, которая может провоцировать неврозы у детей зависит от возраста ребенка.

  • В 2 года дети могут давать неврозы при разлуках с родителями или начале посещения детских коллективов.
  • Для детей старше может служить более серьезный фактор – развод родителей, физические наказания при воспитании, сильный страх.

Кризисными возрастами при развитии неврозов являются возраста трех и семи лет – когда происходит возрастной так называемый «кризис трехлетки» и «семилетки». В эти периоды происходит становление своего «я» и переоценка отношения к себе, и в эти периоды дети наиболее уязвимы к стрессовым факторам.

Симптомы и лечение истерического невроза у детей

При истерическом неврозе у детей отмечается резкая смена настроения: ребенок во время приступа смеется и плачет, кричит, проявляет агрессию. Дети в этот период не контролируют собственное поведение.

Приступ развивается в виде ответной реакции на раздражающий фактор, причем интенсивность его усиливается в момент, когда окружение начинает проявлять внимание к пациенту.

Лечение истерик проводится посредством коррекции поведения.

Симптомы истерик у детей

Симптомы и лечение истерического невроза у детей определяются в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента.

Если личность характеризуется повышенной внушаемостью, то у такого ребенка приступы возникают чаще.

В первый год жизни истерический невроз проявляется в виде следующих симптомов:

  • тело напрягается;
  • глаза закрываются, но отсутствуют слезы;
  • кулаки сжимаются;
  • дети стучат, кусаются, царапаются.

После завершения приступа состояние пациента нормализуется.

В три года клиническая картина истерии носит более выраженный характер. Во время приступа дети падают на пол, изгибая спину в дугу, бьются головой об окружающие предметы. У ребенка возникает истерический смех, который исчезает после нормализации состояния. Также отмечаются кратковременная остановка дыхания, нарушение координации и судороги.

По окончании приступа истерии у детей симптомы расстройства проявляются в виде головокружения и тошноты.

В старшем возрасте характер и выраженность клинической картины меняется. Истерика у подростка проявляется в виде:

  • повышенной ранимости, эмоциональности;
  • жалоб на несуществующие патологии;
  • лжи;
  • фантазерства.

Такое поведение объясняется стремлением подростка привлечь к себе внимание. В остальном истерический невроз протекает по аналогичной схеме, что и у взрослых.

Профилактика и лечение истерического невроза

Истерики у подростков и детей носят временный характер и обусловлены особенностями развития психики в этом возрасте. Поэтому специфическая терапия невроза в данном случае не проводится. Дети перестают быть истеричными, когда проходит возрастной кризис.

Чтобы избежать очередного приступа, рекомендуется:

  • сбалансировать режим отдыха и нормализовать сон;
  • общаться с детьми, прислушиваясь к переживаниям;
  • предоставлять возможность выбора действий;
  • объяснять причины запретов.

Родителям при истерическом неврозе у малышей и подростков необходимо оставаться спокойными и не наказывать за такое поведение.

Важно также не уступать требованиям детей при истерике, так как проявление слабости у одного из родителей, бабушек или дедушек станет сигналом для ребенка, что таким образом он может получить требуемое. Поняв, что взрослые твердо стоят на своем, дети, как правило, становятся более спокойными и количество истерик значительно сокращается.

Читайте также:  Видео: что делать, если ничего в жизни не получается?

Осложнения

Большинство приступов истерики у ребенка не дают осложнений. В этот момент пациенты контролируют свое поведение, поэтому не могут нанести серьезного вреда собственному организму.

Однако, если истерический припадок возникает часто, а родители не предпринимают соответствующих мер, то у детей возникают трудности с адаптацией в новом социуме.

Возможно развитие депрессии и неврологических нарушений: глухота и слепота (в том числе и полные), снижение когнитивных способностей.

Истерический невроз у детей носит временный характер и чаще обусловлен особенностями развития психики в определенный период. Специфического лечения при таком расстройстве не предусмотрено. При необходимости родители могут дать ребенку успокаивающий препарат на растительной основе.

Симптомы и лечение истерического невроза у детей Ссылка на основную публикацию

Виды конверсионных расстройств

Конверсионные расстройства проявляются в виде следующих состояний.

  1. Нарушение равновесия представлено в виде постоянной или кратковременной неспособности управлять положением собственного тела в пространстве. Признаки характерны нарушением координации, покачиванием, неожиданными падениями и неустойчивой походкой.
  2. Судорожные припадки также имеют место быть, однако следует дифференцировать их с истинной эпилепсией. Длительность приступов может составлять от пары секунд до нескольких минут, а причины их возникновения могут быть следующие:
  • необычные воспоминания;
  • насильственные движения;
  • внезапное ощущение страха;
  • ощущение странного вкуса или запаха;
  • покалывание или подергивание в той или иной части тела.
  • Слабость в конечностях характеризуется снижением силы мышц в определенной части тела, иными словами, парез. Парапарез – слабость в обеих ногах, гемипарез – слабость одной конечности – руки или ноги. В данную категорию также следует отнести паралич, проявления которого представлены потерей возможности двигаться из-за нарушения связей между нервами и мышцами или нарушений нервной системы. Частота парезов в медицинской практике существенно выше, нежели частота параличей.
  • Нарушение чувствительности конечностей – покалывание или онемение. Рассматриваемые ощущения характерны для поверхности кожи в определенной зоне и чаще всего их сопровождают стягивание, жжение или зябкость.
  • Амнезия характеризуется неспособностью запоминать имена, даты и текущие события. При таком симптоме важно не забывать о возможности диагностирования алкоголизма, болезни Альцгеймера или рассеянного склероза.
  • Возрастные особенности неврозов

    Неврозы являются наиболее часто встречающейся формой нервно-психической патологии как у взрослых, так и у детей [2]. Но вероятность развития неврозов различна в разных возрастных группах. Детский и подростковый возраст являются предрасполагающими факторами возникновения и развития неврозов [1], поскольку дети и подростки психологически наиболее уязвимы: во-первых, у детей и подростков система психологической защиты является еще недостаточно развитой, а во-вторых, они в силу ограниченности жизненного опыта еще не владеют способами разрешения внешних и внутренних конфликтов [2].

    Наибольшая вероятность возникновения неврозов характерна для возраста 2-3, 5, 7 лет и в подростковом возрасте [2]. Развитие неврозов в 2-3 и 7 лет связано с трудностями адаптации детей к дошкольным учреждениям и школе, а в возрасте 5 лет – с развитием мышления: в этом возрасте дети еще чрезвычайно эмоциональны, и в то же время они уже тонко понимают травмирующие жизненные обстоятельства, что приводит к глубоким переживаниям. Подростковый возраст по своей сути является переходным, кризисным, чем и обусловлена его уязвимость к различным нервно-психическим расстройствам, включая неврозы. Однако неврозы у подростков – это зачастую «динамика тех невротических расстройств, которые возникли в детском возрасте» [1].

    Подробно изучив неврозы детей и подростков, В.Д. Менделевич [4] выделил 118 типичных клинических феноменов, характеризующих неврозы в детском и подростковом возрасте (перечень представлен в приложении).

    Неврозы у детей и подростков, как правило, проявляются, в первую очередь, эмоциональными нарушениями в одной какой-либо сфере (связанной с внутренним конфликтом), сочетающимися с генерализованной тревогой и вегетативными нарушениями [4]. Для всех случаев характерен низкий уровень адаптивности ребенка или подростка к отношениям в обществе, накладывающий отпечаток на развитие личности: «Детям с неврозами не только трудно быть собой, но и устанавливать ровные, непосредственные отношения, когда они становятся или излишне зависимыми, подчиняемыми, внушаемыми, или пытаются играть ведущие роли, что вступает в противоречие с их уже во многом измененными возможностями и способностями. Трудным является начало любой, особенно ответственной деятельности, устойчивость и последовательность в ее реализации, как и усидчивость, терпеливость, внимательность. Большое количество компенсаторно или реактивно обусловленных желаний вступает в противоречие с все более ухудшающейся приспособляемостью к требованиям жизни, ее трудностям и проблемам, что создает феномен невротического идеализма. В свою очередь, трудность адаптации, неумение дружить, эгоцентрическая фиксация на переживаниях формируют феномен невротического «ухода в себя» или индивидуализма. Все это позволяет говорить об увеличивающемся разрыве между высокими идеалами, жизненными целями и неспособностью претворить их в жизнь, как и защитить себя, отстоять свое мнение, особенно при наличии какой-либо угрозы извне. Отражением невротических изменений личности будет постоянное чувство неудовлетворенности и недовольства собой, своего рода кризис самосознания, трансформирующийся в подростковом возрасте в ощущение своей никчемности и потери смысла жизни, краха ее ценностей» [2].

    А.И. Захаров [2] выделил семь основных направлений изменений личности у детей и подростков вследствие невроза:

    1. Снижение общей продуктивности и активности за счет нарастания астенических расстройств и пораженческих настроений;
    2. Увеличение беспокойства и тревожности, появление аффективной настороженности и защитно-избегающего эгоцентрического типа поведения;
    3. Эмоционально-депримированный фон настроения;
    4. Развитие неуверенности в себе и затруднений в прогнозировании событий;
    5. Зависимость от других в общении вследствие аффективно-заостренного ожидания повышенного внимания к себе, сочувствия и поддержки;
    6. Субъективизм в оценках при реактивно обусловленной негибкости мышления и его иррациональной переработке;
    7. Непоследовательность и противоречивость в поступках.

    Невротические изменения личности еще более осложняют процессы адаптации детей к жизнедеятельности в обществе, что, в свою очередь, становится источником еще больших переживаний и затруднений адаптации. Ребенок попадает в «замкнутый круг», и изменения личности и симптомы невроза становятся тем более выраженными, чем длительнее течение невроза и тяжесть неблагоприятно сложившейся жизненной ситуации в целом.

    Таким образом,  в детском и подростковом возрасте, когда происходит становление психологических особенностей человека,  неврозы накладывают отпечаток на формирование личности и нередко приводят к невротическому развитию личности – симптомы неврозов прогрессируют и усложняются и приводят к формированию психологически нездоровой личности [5]. 

    Клиническая картина истерического невроза

    Довольно трудно перечислить все клинические проявления истерического расстройства – они практически бесконечны, так как психические и соматические нарушения часто таковы, какими они представляются самим больным. Кроме того, как ни странно, в проявлениях истерии прослеживается определённая «мода».

    Если в 19-м и в начале 20-го века «в моде» были истерические параличи, припадки и обмороки, в наше время характерны приступы сердцебиения, удушье, головные боли, одышка, потеря голоса, двигательные нарушения, экзальтированное поведение и т.д., и т.п.

    Обычно у одного больного обнаруживается несколько истерических симптомов одновременно.

    Конверсионность истерии заключается в том, что психотравмирующие переживания вытесняются из сознания, подменяясь этими разнообразными симптомами, нередко используемыми больными для привлечения внимания. Эта «выгода» заболевания часто сильно затрудняет процесс его лечения.

    Но очень важно разделять болезнь, причиняющую страдания, и симуляцию, которая не вызывает никакого дискомфорта.

    Бесчисленные симптомы конверсионного расстройства делят на двигательные, сенсорные (расстройства чувствительности), соматовегетативные и психические.

    Двигательные расстройства включают разнообразные параличи (псевдопараличи), парезы (псевдопарезы), чувство слабости в конечностях, атаксию (нарушение координации движений), астазию-абазию (невозможность стоять и ходить без поддержки), тремор, гиперкинезы (непроизвольные движения), блефароспазм (спастическое сжимание век), апраксию (сложности с выполнением целенаправленных действий), афонию (немоту), заикания.

    В относительно недавние времена можно было нередко наблюдать припадки, сопровождавшиеся судорогами и характерным выгибанием всего тела (так называемую «истерическую дугу»), но теперь такую симптоматику можно отнести к разряду экзотики.

    Сенсорные расстройства проявляются нарушениями чувствительности в виде анестезии, гиперестезии (исчезновение и, наоборот, усиление чувствительности), чувством зуда, жжения, болями в разных частях тела, потерей слуха, зрения, обоняния, вкуса.

    Нарушения чувствительности часто не соотносятся с зонами иннервации, что быстро выдаёт их истерическую природу. Болевой синдром при истерических неврозах нередко сопровождается весьма интенсивными болями, что приводит таких больных на приём к хирургам, травматологам и другим специалистам, а в некоторых случаях, доводит их до ничем не обусловленных хирургических операций.

    Соматовегетативные расстройства могут относится к любой системе организма. Тошнота, рвота, понос, запор, анорексия, одышка, чувство удушья, сердцебиения, аритмии, боли в сердце, сексуальные расстройства (вагинизм), мнимые беременности – вот неполный список вегетативной симптоматики.

    В целом, истерия способна имитировать практически любое соматическое заболевание.

    Читайте также:  Как заново полюбить своего мужа: 6 советов от психологов

    Психические расстройства при истерии: иллюзии и галлюцинации, бредоподобные фантазии, провалы в памяти, нарушения сознания. Всё это сопровождается эмоциональной лабильностью – рыданиями, криком, громкими жалобами и причитаниями.

    Необходимо отметить, что больные конверсионным расстройством не прячутся от людей и не ограничивают своё общение: они охотно общаются с родными и друзьями, посещают концерты и кинотеатры, кафе и клубы. Паралич руки, немота, или пребывание в инвалидном кресле не является для таких больных препятствием к общению.

    Течение истерических неврозов обычно волнообразное, а выраженность клинических проявлений напрямую связано с действием психотравмирующих ситуаций.

    При отсутствии правильного лечения течение болезни может быть затяжным и приводить к серьёзным личностным изменениям.

    В Центре наркологии и психиатрии Рехаб Нау(REHAB NOW) разработаны современные и эффективные схемы лечения конверсионного расстройства. Наиболее действенным и базовым этапом лечения является психотерапия.

    Поскольку больные истерическими неврозами часто достаточно внушаемы и склонны к мистическому осмыслению реальности, очень эффективным методом психотерапевтического воздействия оказывается гипнотерапия.

    В сочетании с другими методиками (гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая, рациональная, реконструктивная психотерапия, НЛП) такое лечение даёт стойкий положительный результат, приводя к полному выздоровлению больного.

    Не откладывайте лечение, звоните при первых тревожных симптомах, доверьте остальное нашим опытным и тактичным специалистам!

    Разумеется, психотерапия не отменяет использования психофармакотерапевтического подхода. Многое зависит от формы, продолжительности, и степени тяжести процесса. В медикаментозном лечении применяются транквилизаторы, нормотимики, анксиолитики, а, в более серьёзных случаях, нейролептики (антипсихотики) и антидепрессанты.

    Истерический тип психопатии (истерическая психопатия)

    Истерическая психопатия отчетливо проявляется в пубертатном возрасте. Истерический тип часто характеризуется стремлением любыми путями добиваться признания, быть на виду и в центре внимания. Встречается истерический тип чаще у девочек. Отдельные истерические черты могут проявляться еще в дошкольном возрасте. Девочки стремятся выделяться одеждой, командовать другими детьми, выступать на утренниках и школьных мероприятиях, выслушивать похвалу. В школьном возрасте стремление быть первыми обостряется, появляется выраженный эгоизм, игнорирование интересов других детей, ревность к успехам одноклассников. Эмоциональные реакции бывают очень яркими, а поведение — демонстративно театральным. Для завоевания признания дети могут использовать интриги, наговоры, фантазии, выдумки и каких-нибудь необычных своих приключениях или тайнах. В подростковом возрасте могут отмечаться демонстративные суицидальные попытки, участие в экстравагантных группировках (эмо, рокеры, байкеры, металлисты и др.). В происхождении истерической психопатии имеют значение воспитание по типу кумира семьи, наследственные и конституциональные факторы.

    Проявления дистонии у детей и подростков

    В раннем возрасте у детей симптомы ВСД затрагивают различные системы и проявляются в постоянном плаче без причины, поверхностном сне, аллергических высыпаниях, срыгиваниях, вздутиях животика, недостаточной прибавке веса, отказе от еды, стойких опрелостях, диатезе. Эти признаки чаще всего возникают в комплексе. При исключении других причин возникновения этих симптомов уточняется и устанавливается диагноз ВСД у ребенка.

    У детей более старшего возраста и у подростков симптомы ВСД дополняются повышенной восприимчивостью к инфекционным и вирусным заболеваниям, пугливостью, повышенной впечатлительностью, плаксивостью, замкнутостью и нежеланием общаться со сверстниками. У подростков вегетососудистая дистония характеризуется повышенной утомляемостью, ночными кошмарами, бледностью, постоянными головными болями и обмороками.

    Помимо этого ВСД проявляется специфическими синдромами:

    Проявления дистонии у детей и подростков
    1. Вегетососудистый криз начинается с головной боли, болей за грудиной, беспричинного страха, головокружения, сердцебиения, ощущения сердцебиений и пульсации аорты, бледности, повышения температуры и АД, потливости, гиперемии кожных покровов в определенных местах. Затем наступает пик в виде озноба и позывов к мочеиспусканию, после которого возникает астения, выражающаяся в безразличии, утомляемости, мышечной слабости, отсутствием мотивации, снижением концентрации и внимания.
    2. Сердечный или кардиальный криз при ВСД, который проявляется скачками давления, внезапными резкими болями в сердце, брадикардией или тахикардией, аритмией, экстрасистолией, потливостью, чувством нехватки воздуха, нарушения сна.
    3. Респираторный или легочный синдром – это одышка при покое и напряжении. Он слышен, поскольку ребенок, чувствуя недостаток воздуха, пытается шумно дышать. Страдает функция дыхания и кислотно-щелочное равновесие в организме.
    4. Терморегуляторный синдром проявляется стойким субфебрилитетом даже при отсутствии инфекционных заболеваний, который держится месяцами. Вначале имеют место скачки температуры при изменении обстановки или определенных условий, затем температура не снижается в течение длительного периода.
    5. Невротический синдром характеризуется постепенным развитием симптомов: вначале нарушается сон, снижается настроение, затем возможны мнительность, необоснованное амбициозное поведение, различные страхи и психическая неуравновешенность.

    Опасность вегетососудистой дистонии у детей и подростков может привести к нарушению психики, различным фобиям, неадекватному поведению и нарушениям работы внутренних органов.